Основы психологии.
Семантическая память
Есть такая группа заданий на перспективную память, в которой испытуемые должны в определенное время отправить открытку или сделать телефонный звонок, и с этим заданием, значительно более приближенным к реальной жизни, пожилые люди нередко справляются лучше, чем молодые. Так, Ренделл и Томсон, протестировав двадцати-, шестидесяти- и восьмидесятилетних испытуемых, нашли, что если задание было «вмонтировано» в их повседневную жизнь, более пожилые испытуемые справлялись с ним лучше, чем молодые, а при выполнении лабораторного задания наблюдалась обратная картина (Rendell & Thomson, 1999).
Ренделл и Крэйк получили аналогичные результаты, используя лабораторную настольную игру «Виртуальная неделя», более точно имитирующую повседневную жизнь; и в данном случае пожилые успешнее справились с заданием за пределами лаборатории и хуже — в лаборатории (Rendell & Craik, 2000). Это несоответствие между лабораторными результатами и действиями в реальной жизни обычно объясняют тем, что пожилые люди, зная об ограниченных возможностях своей памяти, используют для их компенсации разные стратегии, включая дневники и ежедневники, тогда как молодые предпочитают полагаться на свою не очень надежную память.
Однако Ренделл и Крэйк, которые настоятельно инструктировали своих испытуемых не прибегать ни к каким «вспомогательным средствам», объясняют этот факт тем, что их пожилые испытуемые вели более организованную и упорядоченную жизнь, что облегчало составление перспективного плана и его реализацию. Не исключено также, что тестирование памяти стало для пожилых людей более важным событием, чем для молодых. Возможно, в реальной жизни очень большое значение для перспективной памяти имеет мотивация.
Я подозреваю, что большинство из нас скорее забудут о визите к зубному врачу, чем о вечеринке или бракосочетании, потому что в последних случаях это не будет считаться уважительной причиной. Действительно, одна из причин, по которой человек так переживает, забыв о назначенной встрече, заключается в воз-можных последствиях подобного забывания, а именно в том, что человек, о встрече с которым забыли, решит, что его не считают важным.
Семантическая память В отличие от эпизодической памяти, которая с возрастом неуклонно ослабевает, семантическая память остается на прежнем уровне, о чем свидетельствуют результаты ее оценки на основании словарного запаса, который с возрастом даже немного увеличивается и, как правило, более обширный у пожилых людей, чем у молодых (Giambra, Arenberg, Zonderman & Kawas, 1995). С возрастом увеличивается и запас знаний об исторических фактах (Perlmuter, Scharff, Karsh & Monty, 1980), однако скорость доступа к ним уменьшается (Burke, МасКау, Worthley & Wade, 1991).