Основы психологии.
Эмпирическое правило Крэйка
Им предстояло выполнить очень простое задание — не забыть подписать отчет о завершении тестирования. Это сделали 61% исптытуемых в возрасте от 35 до 45 лет и лишь 25% испытуемых в возрасте от 70 до 80 лет (Mantyla & Nilsson, 1997).
О том, что перспективная память с возрастом ухудшается, сообщили также Кокберн и Смит (Cockburn & Smith, 1991), а Мэйлор нашел, что с возрастом ухудшается как перспективная память, связанная со временем, так и перспек-тивная память, связанная с событием (Maylor, 1996).
Результаты некоторых исследований свидетельствуют о более заметном ухудшении памяти, связанной со временем (Park, Hertzog, Kidder, Morrell & Mayhorn, 1997), но есть и противоположные данные (D’Ydewalle, Luwel & Brunfaut, 1999); это позволяет говорить о том, что, возможно, разделение перспективной памяти на две категории в данном контексте не очень полезно. Важно помнить, что термин «перспективная память» относится к классу ситуаций, которые не обязательно отображены в каком-то одном типе памяти.
Чтобы выполнить задание, связанное с перспективной памятью, необходимо закодировать две вещи: действие, которое должно быть выполнено, и время или событие, когда это действие должно быть воспроизведено. При условии, что материал и план воспроизведения должным образом закодированы, необходимо сохранять эту информацию в течение какого-то промежутка времени и выполнить релевантное действие в нужное время.
В некоторых заданиях, выполняемых в лабораториях, возможно продолжительное сохранение в памяти подобной информации при одновременном выполнении параллельного задания, если испытуемые имеют достаточный объем рабочей памяти. Однако во многих житейских ситуациях, в которых нередко возникает необходимость помнить о намерении в течение достаточно продолжительного периода времени, оно гораздо менее вероятно.
Не исключается возможность повторения, но оно предположительно будет скачкообразным, требующим периодического извлечения из долговременной памяти. В соответствии с эмпирическим правилом Крэйка можно было бы рассчитывать на то, что, если речь идет о случаях, связанных с событиями, действия пожилых людей улучшатся в присутствии признаков воспроизведения, но есть свидетельства в пользу того, что зачастую их недостаточно для того, чтобы гарантировать выполнение задания.
До сих пор мы обсуждали результаты экспериментов, которые практически всегда свидетельствуют о том, что у пожилых людей перспективная память хуже, чем у молодых.