Основы психологии.
Три фактора, определяющих функционирование эпизодической памяти у пожилых людей
Фергус Крэйк и его коллеги идентифицировали три фактора, определяющих функционирование эпизодической памяти у пожилых людей. Первый фактор — общее ухудшение эпизодической памяти как таковой. На него влияют две другие переменные, одна из которых характеризует способность ученика к обработке информации, а вторая — уровень поддержки окружающей среды во время воспроизведения.
В большинстве экспериментов по научению материал предъявляется на ограниченное время, а поскольку с возрастом скорость обработки информации падает, пожилым людям нужно больше времени для восприятия и запоминания материала; менее вероятно также и то, что они смогут разработать и использовать сложные стратегии научения. Крэйк и его коллеги исследовали этот аспект научения, использовав второе задание для снижения внимания молодых участников эксперимента, и показали, что по крайней мере при некоторых условиях молодые испытуемые ведут себя примерно так же, как пожилые.
Однако тот факт, что и возраст, и необходимость уделять внимание выполнению еще одного задания ухудшают результаты научения, еще не означает, что это происходит потому, что они влияют на один и тот же процесс памяти. Так, у пожилых людей это может быть следствием базового дефицита памяти на нейрофизиологическом уровне, возможно, отражающего недостаточную консолидацию следов, тогда как у молодых это может быть следствием уменьшения количества времени, затраченного на научение, так как они одновременно были вынуждены тратить его на выполнение второго задания.
Это предположение было проверено в ряде экспериментов, в которых молодым и пожилым испытуемым предъявляли пары слов, отличавшиеся тем, что в одном случае это были связанные между собой слова (например, собака — кость), а во втором — нет (например, кошка — книга) (Naveh-Benjamin, 2000). Затем проводился тест на распознавание. Оказалось, что между результатами двух возрастных групп для не связанных между собой слов разница очень велика, а для связанных ее практически нет.
Изначально это было объяснено тем, что возможности внимания пожилых людей ограничены (Naveh-Benjamin, 2000). В дальнейшем это предположение было протестировано с участием молодых испытуемых, которые одновременно выполняли второе задание, требовавшее внимания; авторы полагали, что, если их предположение верно, паттерн результатов молодых испытуемых будет таким же, как у пожилых. Однако их предположение не подтвердилось (Naveh-Benjamin, Guez & Marom, 2003а; Naveh-Benjamin, Hussain, Guez & ВагOn, 2003b).
Второе задание в одинаковой мере ухудшало результаты как со связанными парами слов, так и с несвязанными, а это значит, что причина разницы между молодыми и пожилыми испытуемыми заключается скорее не в проблемах с вниманием или со стратегическими различиями, а в базовой способности к научению. Авторы назвали это гипотезой ассоциативного дефицита.