Основы психологии.
Проект «Бетула»
В положенное время сравнение этих тестовых групп в течение многих лет даст возможность оценить любой эффект когорты, а их сравнение с соответствующей возрастной лонгитюдной группой позволит точно оценить эффекты научения. Этот подход был использован в проекте «Бетула», реализованном в Северной Швеции и названном так в честь березы — самого распространенного в тех местах дерева (Nilsson, Adolfsson, Backman, de Frias, Molander & Nyberg, 2004).
Уделив основное внимание памяти, исследователи получили очень интересные результаты. Один из них (Ronnlund et al., 2005) заключается в том, что как эффект практики (рис. 13.1), так и эффект когорты проявляются весьма заметно. Используя корреляционный подход, можно выявить некоторые причины более высоких результатов у более молодых когорт. Свидетельства, представленные авторами исследования, позволяют предположить важную роль диеты, что находит свое отражение и в постепенном увеличении с годами средней массы тела (Ronnlund et al., 2005).
Похоже, что независимо от возраста функционирование памяти связано с образовательным уровнем. Количество детей в семье, которое осторожно связывают с тем объемом внимания, которое ребенок может получить от родителей, тоже влияет на работу памяти. Поскольку в каждую выборку входят участники эксперимента разного возраста, можно оценить то, как эти переменные влияют на процесс старения в разных когортах. И последнее.
Очень большое число испытуемых позволяет начать генетические исследования, нацеленные на выявление не только генетических предшественников болезней, но также и того, влияет ли генетика на память, а если да, то как (Nilsson, Adolfsson, Backman, Cruts, Nyberg, Small & van Broeckhoven, 2006). Проект «Бетула», как и большинство подобных исследований, обращает основное внимание на ту специфическую часть жизни, какой является старение.
Лонги - тюдное исследование, охватывающее всю жизнь, должно было бы продолжаться вплоть до самой смерти. Некоторые исследования, которые начинаются с беременности и сопровождаются тестированием через определенные промежутки времени, продолжаются и в настоящее время, хотя они по большей части не сосредоточены на познавательных способностях и не продолжаются всю жизнь.
Именно поэтому эдинбургский психолог Ян Дири, интересующийся интеллектом, пришел в восторг, когда выяснил, что в 1932 году в Шотландии каждый ребенок, которому в то время было 11 лет, был протестирован с помощью вполне валидного теста IQ (коэффициента умственного развития) (N= 89,498) и что результаты этого тестирования все еще доступны (Deary, Whiteman, Starr, Whalley & Fox, 2004).
Через местные архивы и рекламу в средствах массовой информации в Эдинбурге и его окрестностях удалось связаться с пятьюстами жителями, родившимися в 1921 году и протестированными, когда им было одиннадцать лет. Эти волонтеры были повторно протестированы с помощью того же теста /Q, а также ряда других психологических и физиологических тестов.