Основы психологии.
Лонгитюдный метод изучения старения
Первый недостаток заключается в том, что некоторые участники исследования «выпадают из обоймы» в связи с тем, что меняют местожительство или теряют интерес к исследованию. Более того, может оказаться, что «выпавшие из обоймы» люди представляли определенную группу населения, из-за чего результаты исследования становятся менее репрезентативными. Существуют статистические методы, которые отчасти корректируют эти «утечки», но сам факт их существования — сложная и потенциально противоречивая проблема.
Второй недостаток заключается в методах измерения познавательных способностей вообще и памяти в частности. Хотя между тестами проходит целых пять лет, имеет место некоторое научение, причем дело не только в том, что участники исследования запоминают конкретные объекты тестирования. Дело заключается также в том, что существуют более общие эффекты практики, которых достаточно для того, чтобы противодействовать любому ухудшению памяти вследствие старения.
Блок 13.1. Патрик Стюарт, газета «The Observer» от 29 июля 2007 года С каждым годом меня все чаще ставит в тупик и пугает процесс, связанный с заучиванием и воспроизведением текста роли. Он превратился в единственный тяжкий труд в моей замечательной работе, которую я так люблю. Когда-то заучивание текста было пустяковым занятием. После репетиции я шел в паб, пропускал пару кружек пива, возвращался домой и погружался в сценарий. Прежде чем лечь спать, я уже знал свою роль наизусть.
Теперь все не так. Теперь заучивание теста должно быть спланированным, серьезным и происходит до репетиций, как правило рано утром. Лонгитюдный метод - метод изучения старения, основанный на том, что группу участников регулярно тестируют в течение нескольких десятков лет. Эффект когорты - тенденция, в соответствии с которой люди, рожденные в разное время, отличаются друг от друга вследствие исторических изменений, диеты, образования и прочих социальных факторов. Перекрестный метод - метод изучения старения, основанный на однократном тестировании групп людей, отобранных из разных возрастных категорий.
Этого недостатка лишен перекрестный метод, который заключается в том, что разные группы людей, отобранные по возрасту, тестируются всего один раз. Недостатки этого метода заключаются в том, что, разумеется, невозможно связать результаты этого теста с более ранними результатами и прогнозировать будущие результаты без того, чтобы в дальнейшем не выполнить еще одно тестирование, на результаты которого повлияет эффект практики во время первого теста. Еще одним недостатком перекрестного метода является эффект когорты.
Перекрестный метод основан на том, что те, кому в данный момент 20 лет, и те, кому 80 лет, отличаются только возрастом, тогда как на результаты тестирования этих двух когорт заметное влияние могут оказать различия в уровне образования, в общественном статусе, в состоянии здоровья и в питании. Так, начиная с 1940 года средние результаты Теста Равена во многих странах Запада систематически улучшаются (Flynn, 1987), одновременно во многих частях света растет продолжительность жизни и улучшается здоровье населения.