Основы психологии.
Результаты кросс-культурных исследований
Авторы социокультурной теории утверждают, что у детей, чьи родители подробно обсуждают с ними прошлое, воспоминания о детстве сохраняются лучше и более полно. Однако нельзя забывать и о культурных различиях: матери, принадлежащие к западной культуре, склонны говорить о прошлом более изощренно и эмоционально, чем матери, воспитанные в культурных традициях Востока (Leichtman, Wang & Pil- lemer, 2003).
Большинство доступных доказательств подтверждают справедливость социокультурной возрастной теории. Как и прогнозировалось, стиль материнских воспоминаний играет важную роль. Дети, чьи матери более изощренно и эмоционально вспоминают о прошлом, значительно раньше приобретают способность говорить о прошлом, чем дети, матери которых редко предаются воспоминаниям (Harley & Reese, 1999). Вероятно, самое простое объяснение этих результатов заключается в том, что у детей, чьи матери вспоминают прошлое во всех деталях, появляется прекрасная возможность «репетировать» свои воспоминания.
Установлено также, что воспоминания зависят также и от уровня развития языковых навыков детей в тот момент, когда происходит событие. Симкок и Хэйн просили двух- и трехлетних детей описать игры, в которые они играли, примерно за год до этого (Simcock & Наупе, 2002). Оказалось, что для этого дети использовали только те слова, которые знали в то время. Этот факт — убедительное доказательство, если учесть, что за время, прошедшее между событием и рассказом о нем, дети усвоили сотни новых слов. Результаты кросс-культурных исследований свидетельствуют о том, что автобиографические воспоминания взрослых носителей культурных традиций Востока относятся к более старшему возрасту, чем автобиографические воспоминания представителей западной культуры (Pillemer, 1998).
Кроме того, выяснилось, что американские дети имеют более полные и более эмоциональные воспоминания о раннем детстве, чем их сверстники из Китая или Кореи (Han, Leichtman & Wang, 1998). Эти данные прогнозируются на базе культурных различий материнских стилей воспоминаний. Другое возможное объяснение заключается в том, что американские дети более склонны рассказывать о своих личных воспоминаниях, чем дети, воспитанные в традициях восточной культуры. Оценка Следует подчеркнуть три обстоятельства. Во-первых, две теории, о которых речь шла выше, не следует рассматривать как взаимоисключающие.
Например, можно говорить о том, что возникновение автобиографической памяти у детей зависит от формирования чувства Я, последующие проявления которого чрезвычайно зависят от социальных и культурных факторов и от развития языковых навыков ребенка. Во-вторых, есть немало экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что все главные факторы, идентифицированные в двух теориях, участву-ют в развитии автобиографической памяти. В-третьих, хоть экспериментальные данные и подтверждают справедливость теорий, большинство из них ограничены: они показывают наличие во времени связи между, например, материнским стилем воспоминаний и функционированием автобиографической памяти ее ребенка.
Наличие связи не свидетельствует о том, что функционирование памяти было вызвано стилем воспоминаний, хотя и находится в соответствии с причинно- следственным объяснением.