Основы психологии.
Содержание знаний
Это обстоятельство может иметь решающее значение для понимания развития памяти, ибо, как правило, память работает лучше, когда обучающийся может связать то, что он усваивает в данный момент, с тем, что ему уже известно (см. гл. 5). Если работа памяти преимущественно зависит от объема знаний, которыми обладает обучающийся, тогда хорошо информированный ребенок может запомнить некоторые вещи лучше, чем плохо информированный взрослый.
Это предположение было проверено Чи (Chi, 1978), который изучал воспроизве-дение цифр и шахматных позиций с участием десятилетних детей, умеющих играть в шахматы, и взрослых, плохо разбирающихся в этой игре. Взрослые справились с воспроизведением цифр лучше, чем дети, однако результаты де-тей в воспроизведении шахматных позиций превзошли результаты взрослых на 50%.
Возрастные изменения только в вербальном хранении (фонологическая петля), в комплексном объеме памяти (центральный оператор) и в зрительно-пространственной памяти (ввод визуально-пространственной информации) между 4 и 15 годами (Gathercole et al., 2004а). Шнейдер и др. сравнивали детей и взрослых, примерно одинаково играющих в шахматы (Schneider, Gruber, Gruber, Gold & Opwis, 1993). И те и другие запоминали шахматные позиции практически одинаково хорошо и значительно лучше, чем дети и взрослые, не умеющие играть в шахматы.
Следовательно, способность запоминать шахматные позиции зависит скорее от умения играть в шахматы, чем от возраста. Когда взрослые стараются запомнить какую-то информацию, они призывают на помощь разные стратегии, включая словесное повторение и мнемонику. Нет ничего удивительного в том, что дети старшего возраста гораздо чаще используют разные стратегии памяти, чем дети младшего возраста.
Большинство исследований в этой области были выполнены с использованием воспроизведения перечня слов, относящихся к разным категориям, и мы сосредоточимся именно на этом задании. В чем оно заключается? Испытуемым предъявляют определенное количество слов, относящихся к разным категориям (например, названия животных с четырьмя конечностями, названия предметов мебели и т. д.).
Слова предъявляются вразбивку, и воспроизводить их можно в любом порядке (свободное воспроиз-ведение). Выполняя это задание, большинство взрослых использовали организационную стратегию, которая заключалась в последовательном повторении слов, относящихся сначала к одной категории, а затем — к другой.
Последующее воспроизведение ими перечня тоже базировалось на категорийной основе. Эта организационная стратегия эффективна: взрослые, чьи запоминание и воспроизведение были основаны на этом принципе, вспомнили больше слов, чем те, чьи запоминание и воспроизведение были менее организованными (Weist, 1972).