Основы психологии.
Парадигма причинно-следственной связи
Наибольшее значение имеет задание, основанное на отсроченной имитации (см. обзор Bauer, 2004). В этом задании экспериментатор с помощью разных объектов выполняет определенные действия (например, ударяет деревянным молотком по металлической пластине), которые младенец впоследствии пытается имитировать. Прежде чем мы рассмотрим результаты исследований, выполненных с использованием этой методики, обратите внимание на то, что выдающийся швейцарский ученый, специалист по возрастной психологии Жан Пиаже (1896-1980) считал, что способность к отсроченной имитации появляется у детей только к концу второго года жизни.
Эндрю Мельцов был первым исследователем, который использовал отсроченную имитацию как механизм изучения младенческой памяти. Он сконструировал игрушку — гантель, состоящую из двух деревянных блоков, соединенных пластиковой трубкой (Meltzoff, 1985). Были образованы три группы детишек в возрасте 14 месяцев, одна из которых наблюдала за экспериментатором, «разрывавшим» гантель (имитация), вторая — наблюдала за тем, как экспериментатор клал гантель в круг (контрольная группа), а третья наблюдала за тем, как экспериментатор передавал игрушку одному из младенцев (базовые условия).
Блок 12.1. Парадигма вертушки с подкреплением (Rovee-Collier, 1989) Автор утверждает, что при оценке способности младенцев к научению важно использовать ситуации, которые мотивируют и заинтересовывают их, иначе есть опасность недооценить объем информации, которую они способны усвоить и запомнить. Она создала такую ситуацию, закрепив над кроваткой ребенка вертушку и привязав ее лентой к ноге младенца. Когда ребенок двигал ногой, вертушка крутилась. Видимо, это доставляло младенцам удовольствие, ибо, когда вертушка была на месте, они быстро учились приводить ее в движение. Парадигма причинно-следственной связи: базовая ситуация, когда движения ноги не приводят в движение вертушку (слева), и ситуация научения, когда привязанная к ноге веревка приводит вертушку в движение (справа) (Rovee-Collier, Sullivan, Enright, Lucas & Fagen, 1980).
Задание, использованное Ровэ-Коллье, включает три фазы. Первая фаза - базовая ситуация, во время которой второй конец ленты, привязанной к ноге младенца, привязан к кровати, а не к вертушке. Вторая фаза - фаза научения, во время которой второй конец ленты, привязанной к ноге младенца, привязан к вертушке. Во время этой фазы младенец усваивает, что движения его (или ее) ноги (реакция) приводят в движение вертушку (вознаграждение или подкрепление). И наконец, есть еще и фаза тестирования. На этой фазе второй конец ленты, привязанной к ноге младенца, снова привязан не к вертушке, а к кровати. Память проявляется тогда, когда скорость движения ноги младенца во время тестирования выше скорости во время базовой ситуации.
Объем памяти младенца можно оценить, изменяя время между фазами научения и тестирования. Результаты, полученные Ровэ-Коллье (Rovee-Collier, 1989), когда между фазами научения и тестирования проходило от 1 до 14 дней, представлены на рис. 12.3. Двух- и трехмесячные младенцы демонстрируют «запоминание». Однако у двухмесячных младенцев результаты тестирования падают до уровня, сопоставимого с уровнем базовой ситуации, уже через 2 дня, тогда как трехмесячные младенцы демонстрируют заметный эффект и через 3 недели.