Основы психологии.
Амнезия
Однажды меня пригласили принять участие в радиопередаче «Шоу Джимми Мэка», которая должна была идти в прямом эфире из Глазго. В то время я жил в Кембридже, и мы договорились, что я буду находиться на местной радиостанции. В то утро я, прежде чем заглянуть в свой ежедневник и отправиться на работу, читал газету, и, когда мой взгляд упал на теле- и радиопрограмму, я, к своему ужасу, понял, что в эту самую минуту я должен был сидеть перед микрофоном и рассказывать радиослушателям о чудесных свойствах памяти.
Схватив велосипед, я помчался на радиостанцию и появился там перед самым окончанием программы, бормоча что-то невразумительное про ужасные кембриджские пробки в ответ на вопрос ведущего, могу ли я посоветовать слушателям, как им улучшить свою память! Итак, все мы жалуемся на «провалы в памяти», но что значит иметь действительно проблемную память — не полную амнезию, как в описанном в гл. 1 случае Клайва Уиринга, — а значительно более распространенные пороки памяти, сопутствующие многим заболеваниям, включая инсульт, болезнь Альцгеймера и черепно-мозговые травмы?
Прекрасное описание проблем, связанных с потерей памяти, принадлежит Малькольму Мельцеру, клиническому психологу, у которого проблемы с памятью начались после инфаркта, ставшего причиной кислород-ного голодания (Meltzer, 1983). Придя в себя после шестинедельного пребывания в коме, Мельцер вспомнил, кто он такой, и узнал своих родных, но он утверждал, что ему 33 года, хотя на самом деле ему было 44.
По возвращении домой он не мог вспомнить, где лежат те или иные вещи, и в отличие от больных, страдающих амнезией в чистой форме, с трудом вспоминал некоторые привычные вещи, включая то, как заводится будильник, когда нужно оплачивать счета, где лучше всего проводить отпуск и как туда добраться. Возникли проблемы и с рабочей памятью. Была затруднена организация мышления <...> Мне было непросто удерживать в памяти факты, что затрудняло их организацию <...>
Невозможно сравнивать объекты по нескольким параметрам, если не можешь запомнить параметры (Meltzer, 1983). Мельцеру было трудно смотреть фильмы и телепередачи, потому что он не мог запомнить сюжета или, если речь шла о спортивных программах, — какой игрок представляет какую команду и кто вел в счете. Ему стало трудно ориентироваться в пространстве, и он мог заблудиться даже во время прогулки по знакомым местам. Особенно сильно амнезия повлияла на способность Мельцера общаться с людьми.