Основы психологии.
Факторы, прогнозирующие мотивированное забывание
Самый простой способ избежать запоминания неприятных событий — ограничить кодирование. Вы можете в буквальном смысле слова отвернуться от стимула или сконцентрировать свое внимание исключительно на его приятных аспектах. Если же вы все-таки вынуждены смотреть на что-то неприятное, постарайтесь в этот момент думать о чем-нибудь другом.
Если нежелательная информация все-таки закодировалась, чтобы предотвратить ее извлечение из памяти, нужно избегать напоминаний, но, если напоминания неизбежны, можно попытаться остановить воспроизведение. Во всех этих примерах механизмы, вовлеченные в «нормальное забывание», служат вашим эмоциональным целям. Исследователи мотивированного забывания изучают все эти факторы, и мы приступаем к их обсуждению.
Инструкции по забыванию Приходилось ли вам когда-либо говорить кому-то: «Забудь об этом»? Имеет ли какое-либо значение эта фраза? Если вы даете такой совет, значит, у вас, скорее всего, есть основания верить, что человек может это сделать.
У нас часто есть ве-ские основания для того, чтобы выкинуть что-то из головы даже тогда, когда это «что-то» не является эмоционально значимым. Рассмотрим пример повара в буфете, который во время типичной утренней смены выполняет не одну дюжину однотипных заказов (Bjork, 1970). Если, выполняя заказ «яичница с беконом и английская оладья», повар не забудет о тех заказах, которые выполнял до этого, он исполнит его хуже.
Точно так же всем нам знакома ситуация, когда, скинув с плеч какое-то трудное дело, например сдав экзамен, мы спешим «выкинуть из головы всю лишнюю» информацию, чтобы освободить ее для решения новых задач. Вернувшись к «выкинутому» материалу, мы часто удивляемся тому, что знания, которые прежде лежали, что называется, на поверхности, теперь ускользают от нас.
Эти примеры позволяют предположить, что иногда забывание инициируется для снижения тенденции к проактивной интерференции, мешающей концентрации нашего внимания. Для проверки этого предположения часто используется экспериментальная методика целенаправленного забывания, когда испытуемых открыто инструктируют забыть недавно закодированную информацию (Bjork, 1970, 1989; см. также обзор: MacLeod, 1998).