Основы психологии.
Объем забывания, вызванного воспроизведением
Если это так, то для забывания конкурентов необходимо активное воспроизведение «практикуемых» объектов. Например, простая замена практики воспроизведения фрукт — или — многократным повторением фрукт — апельсин должна исключить последующее забывание таких конкурентов, как банан. Забывание должно исчезнуть, потому что предложение заучить фрукт — апельсин исключает любую борьбу за вос-произведение апельсина, а следовательно, и потребность решить проблему интерференции со стороны банана. Эта специфичность воспроизведения является стойкой особенностью забывания, вызванного повторением (Anderson, 2003).
Таким образом, хотя и практика воспроизведения, и дополнительное изучение в одинаковой мере улучшают запоминание «практикуемых» объектов, только практика воспроизведения ухудшает запоминание «непрактикуемых» конкурентов. Следовательно, существует нечто особенное в потребности проникнуть в память и воспроизвести что-то, что вызывает забывание, и это соответствует идее о вовлеченности торможения. Это утверждение противоречит гипотезе блокировки, прогнозирующей, что усиление «практикуемых» объектов ухудшает воспроизведение конкурентов независимо от того, чем достигается усиление, воспроизведением или изучением.
Если процессы торможения преодолевают интерференцию со стороны конкурентов, объем забывания, вызванного воспроизведением, должен зависеть от степени интерференции во время практики воспроизведения. Если бы другие ас- социаты признака не вызывали интерференции, торможение было бы ненужным. В одном из ранних исследований, посвященных этому вопросу, Андерсон и его соавторы (Anderson et al., 1994) использовали конкурирующие объекты одной категории, отличавшиеся частотой употребления, например фрукт — банан (часто употребляемый объект) и фрукт — гуаява (редко употребляемый объект).
Интуиция подсказывает, что такой часто употребляемый объект, как банан, будет устойчив к забыванию, тогда как редко употребляемый объект будет подвержен ему. Однако аналогия с наручными часами позволяет предположить обратную картину. Именно по той же самой причине, по которой человек рефлекторно смотрит на запястье, на котором нет часов, он может затормозить эту реакцию и помешать ее проявлению.
Если это так, тогда часто употребляемые объекты, вроде фрукт — банан, могут стать первыми целями торможения, потому что именно они быстро приходят в голову, тогда как редко употребляемые объекты могут и не потребовать торможения. Именно это и обнаружили Андерсон и его коллеги. Это свойство известно как зависимость от интерференции, или тенденция, проявляющаяся в том, что забывание, вызванное воспроизведением, «запускается» интерференцией со стороны объекта-конкурента.