Основы психологии.
Проактивная интерференция
Он взят из классического исследования Барнса и Ундервуда (Barnes & Underwood, 1959). Обратите внимание на то, что по мере увеличения числа тренировок со вторым перечнем испытуемые лучше запоминали вошедшие в него пары слов, тогда как сохранение в их памяти пар слов из первого перечня заметно ухудшалось. Мы знаем, что это ускоренное забывание не является только следствием времени, потому что в контрольных условиях между научением и финальным тестом прошло ровно столько же времени. Следовательно, усвоение новой информации может заметно ухудшить память. Но приложимы ли результаты, полученные в лабораторных условиях, к памяти о событиях личной жизни?
Мы смогли бы ответить на этот вопрос, если бы удалось доказать, что нечто подобное ретроактивной интерференции присуще и реалистическим воспоминаниям. Авторы одного исследования просили испытуемых, игроков в регби, вспомнить названия команд, с которыми они уже играли в этом сезоне (Baddeley & Hitch, 1977). На рис. 9.6 графически представлена ве-роятность воспроизведения названия последней по времени команды, предпоследней, предпредпоследней и т. д. Доказано, что большинство игроков какие-то игры пропустили из-за травм или по другим причинам, так что для одного игрока предпоследняя игра состоялась неделю назад, а для другого — две недели или даже месяц назад.
Благодаря этому оказалось возможным оценить, от чего зависит забывание — от истекшего периода времени или от числа прошедших игр. Результат был ожидаемым. Время практически не имело значения, тогда как решающее значение имело число игр, т. е. что забывание явилось не столько следствием разрушения следов, сколько следствием интерференции. Понятно, что игрокам было трудно вспомнить о более ранних выступлениях просто потому, что с тех пор они уже приняли участие во многих играх. Забывание как следствие интерференции старых событий с новыми
Проактивная интерференция Однажды днем, поднявшись на самый верх весьма крутой улицы вблизи психологического факультета, я, к своему ужасу, обнаружил, что мою машину угнали. После минутных размышлений я вспомнил, что парковался здесь не днем, а утром. Днем я оставил машину совсем в другом месте, на нелепо крутом холме через улицу. Так я стал несчастной жертвой проактивной интерференции, или тенденции, в соответствии с которой прежние воспоминания мешают воспроизведению более свежей информации и событий. Многим из нас знакомо раздражение, связанное с этим феноменом.
Оно возникает, например, когда мы не можем вспомнить свой новый пароль, потому что в голове все время вертится старый, который невозможно игнорировать или забыть просто потому, что он устарел. И что гораздо хуже, в минуту рассеянности мы можем назвать своего нового партнера именем старого. Во всех этих случаях хорошо закодированные события «поднимают свои безобразные головы» и мешают воспроизведению более свежей информации.