Основы психологии.
Прогнозируемая конкуренция
Согласно этой точке зрения, переход от признака к целевому воспоминанию зависит не только от того, насколько сильно этот признак связан с целевым воспоминанием, но и от того, имеет ли он отношение к другим воспоминаниям. Почему связь признака с несколькими воспоминаниями затрудняет воспроизведение? Хотя существующие объяснения и отличаются частностями, большинство теоретиков сходятся во мнении, что когда признак связан с несколькими воспоминаниями, последние соперничают с целевым воспоминанием за доступ к осознанию. Этот феномен известен как прогнозируемая конкуренция (Anderson, Bjork & Bjork, 1994).
В принципе, признак в известной мере активирует все связанные с ним следы и они «борются» друг с другом, в связи с чем все следы, кроме целевого, получили название конкурентов. В общем, интерференцией называется любое негативное влияние на память, возникающее вследствие наличия конкурентов. При увеличении числа конкурентов целевого следа интерференция усиливается. Справедливость этого положения подтверждается тенденцией, проявляющейся в том, что воспроизведение ухудшается при увеличении числа подлежащих запоминанию объектов, связанных с одним и тем же признаком; это обобщение известно как принцип перегрузки признака (Watkins, 1978).
В принципе, если признак связан со слишком большим числом следов, его способность «добраться» до любого из них подрывается. Как эти представления объясняют тот факт, что хранение однотипных воспоминаний приводит к интерференции? В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда вы вспоминаете, где именно припарковали свою машину возле супермаркета, который часто посещаете. Во время парковки вам придется закодировать в памяти аспекты этого события. Воспоминания о других эпизодах парковки, аналогичных этому, тоже будут содержать такие характеристики, как сам факт приезда на машине, модель машины, на которой вы приехали (например, синяя «Honda» 2004 года выпуска), и, возможно, цель вашего приезда в супермаркет.
Если важные элементы целевого воспоминания (вы сами, парковка и «Honda») являются подсказками места вашей парковки, одновременно «пробудятся» и другие воспоминания, имеющие те же самые элементы. Рисунок 9.4 (фрагмент С) иллюстрирует это, демонстрируя, как ситуация, имеющая один признак, может превратиться в ситуацию с множеством признаков (я, парковка и «Honda»). Следовательно, конкуренция в борьбе за общий признак — полезный способ трактовки интерференции между однотипными следами.