Основы психологии.
Интерференция
Термином «инфантильная амнезия» называются присущие большинству людей трудности, которые они испытывают при необходимости вспомнить первые несколько лет своей жизни. Одна из гипотез заключается в том, что случайные контексты маленьких детей настолько отличаются от случайных контекстов взрослых, что воспоминания детства просто невозможно извлечь. Так, маленькие дети еще не умеют разговаривать и не имеют той понятийной и лингвистической среды, в которой существуют все взрослые люди. Разумеется, дети воспринимают все не так, как взрослые, и в раннем детстве все кажется гораздо крупнее.
Так что не исключено, что инфантильная амнезия отчасти объясняется изменениями в окружающей среде. Интерференция С годами накапливается опыт. Добавление новых воспоминаний влияет на то, насколько легко мы находим то, что уже хранится в нашей памяти, и этим она похожа на стопку бумаг на вашем столе. Когда воспоминания похожи друг на друга, проблема еще больше усложняется точно так же, как усложняется поиск нужной бумаги среди многих однотипных бумаг. Явление, связанное с тем, что хранение похожих друг на друга воспоминаний тормозит воспроизведение, называется интерференцией.
Если вспомнить, что люди по природе своей — рабы привычек, становится понятно, что интерференция — серьезная проблема. Люди обожают рутину, будь то чтение газеты по утрам, ежедневная парковка на одном и том же месте или утренний кофе в одно и то же время. Однако рутина делает жизнь менее запоминающейся. Мы помним, что ели на обед вчера, но забыли, что ели две недели назад. Подобное забывание отражает не только течение времени. Уникальные события запоминаются надолго: обед у друзей, состоявшийся год назад, помнится гораздо лучше, чем обед в собственном доме, который был три месяца назад.
Именно присутствие в памяти других следов подрывает воспроизведение. В связи с тем что с течением времени количество однотипных следов в памяти увеличивается, интерференция прекрасно объясняет кривую забывания. Интерес к интерференции как к источнику забывания имеет долгую историю (Muller & Pilzecker, 1900) и был в центре внимания исследователей памяти в течение почти трех четвертей века (см. обзоры Postman, 1971; Crowder, 1976; Anderson & Neely, 1996).
Почему добавление в память похожей информации вредит нам? Чтобы это понять, полезно вернуться назад и обсудить фундаментальное открытие, касающееся того, что лежит в основе интерференции. В самом начале изучения памяти ис-следователи идентифицировали центральный признак, общий для большинства ситуаций, связанных с интерференцией: интерференция возникает тогда, когда признак, используемый для того, чтобы извлечь целевое воспоминание, ассоциируется с дополнительными воспоминаниями.