Основы психологии.
Корреляты времени, вызывающие забывание
Причина заключается в том, что поведенчески продемонстрировать разрушение чрезвычайно трудно. Чтобы доказать факт существования разрушения, нужно продемонстрировать, что с течением времени забывание увеличивается в отсутствие других активностей, таких как сохранение в памяти новой информации или воспроизведение. Воспроизведение информации, о сохранении которой идет речь, должно контролироваться, поскольку, как было показано выше, воспроизведение замедляет забывание, что подорвет усилия, направленные на то, чтобы увидеть разрушение. Как будет показано ниже, сохранение в памяти новой информации после того, как она была закодирована, должно контролироваться, ибо новая информация вызывает интерференцию, препятствующую воспроизведению.
Чтобы были соблюдены эти условия, человека нужно поместить в ментальный вакуум и лишить его возможности повторять, думать и усваивать новую информацию, что может «загрязнить» его память и осложнить интерпретацию забывания. Однако даже если забывание происходит в отсутствие интерфе-ренции, остается неясным, отсутствует ли след или он просто стал недоступным, что еще больше усложняет проблему. Следовательно, даже если разрушение следа и имеет место, доказать это поведенчески невозможно. Корреляты времени, вызывающие забывание По указанным выше причинам экспериментальные психологи отдают предпочтение точке зрения, заключающейся в том, что время лишь коррелирует с другими факторами, вызывающими забывание.
Рассмотрены две возможности. Во-первых, по мере того как проходит время, случайный контекст, внутри которого мы действуем, постепенно сдвигается, возможно, затрудняя воспроизведение более старой информации. Во-вторых, с течением времени люди усваивают много новой похожей информации, что может помешать воспроизведению какого-либо конкретного следа. Хотя эти факторы не исключают существование разрушения следа, они дают альтернативные объяснения кривой забывания, не полагающейся на этот процесс.
Контекстуальная флуктуация Как сказано выше (см. гл. 8), воспроизведение зависит от качества и количества признаков, доступных в момент воспроизведения. Если используются нерелевантные признаки, воспроизведение невозможно. Воспроизведение также не-возможно, если признак, который раньше был релевантным, с течением времени изменился. Например, внешность членов семьи изменяется, что делает их менее похожими на сохранившиеся в памяти признаки, связанные с их внешностью. Более того, если контекст воспроизведения не соответствует контексту кодиро-вания, забывание более вероятно. Следовательно, одно из возможных объяснений кривой забывания заключается в том, что по мере того, как проходит время, изменения в контексте становятся в среднем все заметнее, ибо мир меняется и мы тоже меняемся.
С течением времени нам встречаются новые стимулы, новые люди и новые ситуации, у нас появляются новые мысли и новые эмоции. В результате наш случайный контекст более всего похож на тот, который был непродолжительное время тому назад, а с течением времени становится все менее и менее похожим на него. Мысль о том, что контекстуальная флуктуация вносит свой вклад в забывание, присутствует во многих моделях памяти (Mensink & Raaijimakers, 1988).