Основы психологии.
Зависимость памяти от физиологического состояния
Гудвин и соавторы (Goodwin et al., 1969) приводят клинические свидетельства об этом. Хронические алкоголики, которые, будучи пьяными, прячут деньги или спиртное, протрезвев, не могут их найти, но стоит им снова напиться, как они их находят. Изучив это явление с использованием разных тестов, Гудвин нашел, что в общем виде то, что усвоено в пьяном состоянии, лучше всего вспоминается тоже в состоянии опьянения.
Аналогичные результаты были получены и при использовании других препаратов, в частности закиси азота, которую иногда применяют в качестве анестетика, марихуаны (Eich, 1980) и даже кофеина. В своем обзоре Эйх (Eich, 1980) убедительно продемонстрировал, что зависимость от физиологического состояния проявляется только тогда, когда используются тесты на воспроизведение; когда же используются тесты на узнавание, она пропадает. Похоже, что внутреннее состояние испытуемого облегчает доступ к памяти, но когда доступ облегчается за счет предъявления объекта для узнавания, поиск не обязателен.
Зависимость памяти от физиологического состояния проявляется и в результате изменений последнего в силу естественных причин. Интересный пример описан Кристофером Майлзом и Элинор Хардман (Miles & Hardman, 1998), которые изучали, влияет ли на память одно из упражнений аэробики. Испытуемые должны были запомнить предъявленный на слух перечень слов, когда они либо спокойно отдыхали на спортивном снаряде-велосипеде, либо когда крутили педали с такой скоростью, что частота пульса достигала 120-150 ударов в минуту.
Затем, дав испытуемым возможность отдохнуть, экспериментаторы просили их воспроизвести в любом порядке усвоенные слова либо во время отдыха, либо во время «езды на велосипеде». Результаты испытуемых, которые тестировались в тех же условиях, что и запоминали слова, оказались на 20% лучше результатов тех испытуемых, которые запоминали слова в одних условиях, а тестировались в других.
Следовательно, аспекты нашего физиологического состояния кодируются как часть эпизодического опыта и воспроизведение этого состояния при тестировании благоприятствует воспроизведению. Студентам, которые изучают материал в тренажерном зале, следует помнить об этом, так же как и спортсменам, которые, находясь на поле, не должны забывать о том, чему их учили в закрытых помещениях.