Психология развития человека.
Основания и схемы периодизации психического развития
Л. С. Выготский был первым из отечественных психологов, предпринявшим категориальный анализ проблемы возраста, его динамики, структуры, механизмов смены. Проблему возраста он считал ключевой для детской психологии и для педагогической практики.
Основанием для построения подлинной периодизации психического развития для Л. С. Выготского выступил сам ход детского развития. «Только внутренние изменения самого развития, — писал он, — только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами». В качестве Центрального основания различения эпох детского развития он полагал новообразования, которые и являются подлинными критериями, отделяющими один возраст от другого. «Под возрастными Новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и Которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Совокупность законов, которыми определяется возникновение и смена новообразований возраста, составляет динамику развития. Исходным моментом при определении динамики возраста выступают отношения ребенка с окружающей его средой — социальная ситуация развития. Причем если социальная ситуация развития составляет начало возрастного периода, то психологические Новообразования возникают к его концу. Возрастные изменения Могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически. Кризисы отделяют друг от друга эпохи, или стадии развития. Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически, составляют фазы развития. В свою очередь, критический период распадается натри подпериода: предкритический, критический и посткритический; стабильный возраст имеет первый и второй периоды. Представление о динамике возраста легло в основу разработанной Л . С. Выготским периодизации детского развития. Она выглядит следующим образом:
Кризис новорожденности Младенческий возраст (2 мес. — 1 год)
Кризис одного года Раннее детство (1—3 года)
Кризис 3 лет
Дошкольный возраст (3 — 7 лет)
Кризис 7 лет
Школьный возраст (8 — 12 лет)
Кризис 13 лет
Пубертатный возраст (14 — 18 лет)
Кризис 17 лет