История психологии и психиатрии.
Психические болезни в детские годы
Детство — очень ответственный период в жизни человека. Только правильное, вдумчивое отношение родителей или воспитателей к организации жизни ребенка, уходу, наблюдению и воспитанию его может предотвратить возникновение детской нервности. Под этим понимаются нарушения функции органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистого аппарата, сна, мочеиспускания, детские расстройства речи, судороги.
Расстройства органов пищеварения могут быть разнообразными, но чаще всего сводятся к снижению или потере аппетита. Они могут явиться следствием тяжелых инфекционных или иных заболеваний, в том числе и психических. Если не удается обнаружить внешние причины таких состояний, то их надо искать в функциональном, временном расстройстве нервной деятельности ребенка.
...«Костик, одного года 5 месяцев, в последнее время стал капризничать, плохо есть, — рассказывала взволнованная мать врачу. — Мы его стали кормить часто. Даем ему шоколад и яблоки, а он капризничает, плачет, отталкивает нас ручонками». Оказывается, незадолго до этого разговора Костик перенес грипп.
В болезненном состоянии, когда у ребенка не было аппетита, мать пичкала его едой, затем стала давать, нарушая всякий порядок, чуть ли не каждый час то булочку, то конфету, то яблоко. Естественно, ребенок капризничал, плакал, нервничал. А чересчур взволнованная мамаша продолжала проявлять настойчивость. Тогда как следовало прекратить беспорядочное кормление, даже пропустить одно-два, и все пришло бы в норму. Голод сам по себе часто является хорошим целителем.
Бывают и другие крайности, которые также неоправданы. Они заключаются в том, что родные, чтобы заставить ребенка поесть, забавляют его сказками, песнями, танцами или, наоборот, прибегают к угрозам, даже к побоям. Оба способа вредны, их нужно избегать. Лучше разнообразить пищу, немного прибавить острого (соленый огурец, сельдь и т. д.), кормить ребенка не одного, а вместе со всей семьей, в коллективе.
При потере аппетита у детей иногда возникает так называемая нервная рвота. Бороться с этим явлением следует прежде всего игнорированием его. Известно, что дети любят, когда на них обращают внимание. Вначале бессознательно, а затем уже специально они используют повышенное внимание для удовлетворения своих капризов. Кроме того, не следует насильно кормить, так как это может только усугубить положение, а не исправить его.
К проявлениям детской нервности относится и нарушение сна. Вечером ребенок весело играет, слушает радио, смотрит телевизор, поздно ложится. В кроватке он продолжает еще некоторое время переживать игры, разговоры, плохо засыпает. Бывает и так: бабушка рассказала страшную сказку, которая взбудоражила воображение, ребенок с трудом заснул, а среди ночи проснулся в ужасе от «Бабы Яги», которая во сне преследовала его.
В деятельном мозгу ребенка, когда он слушает радио, рассказы, смотрит телевизор, есть много очагов возбуждения, и поэтому сон долго не наступает. Плохое засыпание или ночные пробуждения легко корригируются самими родителями. В затяжных случаях следует обратиться к врачу. Надо строго установить режим дня: младшие дети должны ложиться спать не позднее 8—9 часов, школьники средних и старших классов — в 9—10 часов вечера. Перед сном полезно пройтись по свежему воздуху, проветрить комнату, не перегружать желудок плотным, обильным ужином. Следует помнить, что ночной сон — это отдых, необходимый всему организму, нервным, клеткам.. Систематическое нарушение сна приводит к изнурению, повышенной раздражительности, утомляемости. Такие состояния надо лечить.