Психиатрия и наркология.
Работа в судебном отделении
В судебное отделение поступают лица, направляемые судебно-следственными органами для производства испытания с целью определения психического состояния и решения вопроса о вменяемости, т. с. об ответственности за совершенное преступление. В судебные отделения направляются также лица, отбывающие наказание и заболевшие душевным расстройством в местах заключения. По приговорам судебных органов могут направляться на принудительное лечение лица, освобожденные от наказания, чо являющиеся в силу своего психического заболевания опасными для общества.
Среди поступающих на испытание могут быть правонарушители, симулирующие душевное заболевание. Близко к ним стоят психопаты, т. е. лица, не являющиеся душевнобольными, но обнаруживающие в той или иной степени нервно-психическую неустойчивость. Помимо симуляции они могут аггравировать, т. е. преднамеренно преувеличивать или усиливать имеющиеся у них болезненные черты с целью избежания ответственности за совершенные противозаконные действия.
Важность и ответственность испытания требуют особо четкой трудовой дисциплины и определенного порядка в судебном отделении, где от каждого сотрудника необходимо добиваться понимания смысла и характера испытания. Так как обычное врачебное обследование в виде осмотра и беседы часто является недостаточным, данные наблюдения за испытуемым в течение дня и ночи, когда он находится в окружении таких же сознательных испытуемых, подчас решают исход испытания, т. е. дают возможность поставить правильный диагноз. Опытный правонарушитель, уже побывавший раньше в психиатрической больнице, может своим искусственным поведением пытаться ввести в заблуждение врача относительно своего состояния, но тщательное наблюдение за ним, за его привычками, содержанием его бесед с окружающими (испытуемыми или персоналом) дают важные указания относительно его психического состояния, устремлений и позволяют разоблачить даже очень тонкую симуляцию. Наблюдения, которые делает дежурный лекпом или санитар, записываются в журнал по возможности подробно.
Наблюдением можно также выяснить истинный характер «припадков» у симулянтов, которые заявляют о наличии у них эпилепсии, так как обычно эти лица избегают воспроизводить «припадки» в присутствии врача, чтобы не быть разоблаченными. Умелый подход к испытуемому позволяет получить данные, которые обычно тщательно скрываются. Отказ от пищи, который наблюдается у душевнобольных, как один из важных симптомов душевного заболевания, легко симулируется, но наблюдение в ночное время и незаметный осмотр постели нередко позволяют обнаружить тайное хранение нищи и незаметный прием ее. Путем наблюдения удается также установить сговор испытуемых между собою; иногда это опасные правонарушители, которые могут подготовить коллективное нападение на персонал, устроить совместный побег, запастись орудиями нападения и подговорить душевнобольных на совершение опасных действий.
Побег недопустим из любого отделения психиатрической больницы, в судебном же отделении убежавший испытуемый может оказаться опасным преступником. Побеги совершаются чаще всего в летнее время; испытуемые или больные убегают во время прогулки, воспользовавшись случайным ослаблением надзора. Побег может быть совершен и из закрытого помещения, причем двери открываются посредством самодельной ручки, сделанной из ложки, или; ключом, сфабрикованным из кроватной пружины. При вступлении на дежурство тщательная проверка дверей, окон, кроватей и матрацев является важной предохранительной мерой. Предохранительным мероприятием против всяких неожиданностей является также тщательный осмотр вновь поступившего в отделение испытуемого, так как последний может принести с собой в палату нож, шило, бритву и другие опасные предметы.
Бумага и карандаш не могут находиться у испытуемого без ведома врача. Передачи, свидания, переписка и подача всякого рода заявлений в различные учреждения могут производиться только с разрешения врача, который руководствуется соответствующими указаниями судебно-следственных органов. Никаких устных и письменных справок о состоянии здоровья испытуемого без ведома следственных органов не разрешается давать. Испытуемый также не должен быть посвящен в ход его испытания. Заключение о состоянии его здоровья, составляющееся врачебной комиссией, не должно сообщаться испытуемому. После выписки из больницы во время дальнейшего следствия испытуемый имеет право ознакомиться с выводами врачебной комиссии.
Режим в судебном отделении — обыкновенный, больничный, с той только разницей, что надзор здесь усилен. Выписка испытуемых производится после заключения. Выписываемых передают конвою через приемный покой с ведома врача. Освобожденные и подлежащие выписке испытуемые выписываются только после получения подтверждения из места заключения, откуда испытуемый был направлен.