История психологии и психиатрии.
Формирование смысла в мозгу
Смысл формируется под влиянием двух факторов актуализации прошлого опыта и обнаружения свойст составляющих задачу элементов. Это встречные процес сы, образующие в своей совокупности ту познавательну динамику, которая и может быть охарактеризована ка смыслообразующий процесс.
Множество работ посвящено вопросам формирования мышления. Наиболее интересной из них является теория развития мышления, предложенная женевским детским психологом Ж. Пиаже. Основой данной концепции следует считать понятие умственной операции. Проведем эксперимент. Из двух совершенно одинаковых по количеству материала кусков пластилина скатываются одинаковые шары.
После этого из одного шара делается какой-нибудь другой предмет Например, лепешка. Если показать ребенку оба предмета и спросить, какой из них больше, то ребенок для ответа на этот вопрос должен произвести мысленное преобразование лепешки в шар. Это и будет примером умственной операции. У одного ребенка эта операция сформировалась, у другого — нет.
Правильный или неправильный ответ на вопрос о равенстве объемов зависит, следовательно, от сформированности или несформированности операций.
Концепция Пиаже
В концепции Пиаже отмечается, что умственные операции происходят на основе внешних действий с предметами окружающей среды. Ребенок манипулирует с игрушками и другими окружающими его объектами. Эти действия на определенном возрастном этапе как бы переходят внутрь, становятся действиями «про себя», действиями «в уме». Существенной особенностью концепции Пиаже явля ется то, что умственные операции рассматриваются им не обособленно, не изолированно друг от друга, а объе диняются в «структуры».
Структуры, по его определе нию, представляют собой системы умственных операций подчиняющихся определенным законам композиции, на пример, математическим законам «групп» или «решетки» Им выявлено три типа структур, которые сменяют дру друга в процессе развития детского мышления. Перва структура состоит из группы преимущественно зритель но-двигательных операций. Она формируется в возраст от одного года до полутора лет и характеризуется неко торой системой или группой обратимых двигательных актов. формирование структур второго типа начинается в раннем детстве и заканчивается между семью и одиннадцатью годами.
Оба типа структур дают возможность ребенку мысленно трансформировать материал в различных направлениях. Третий тип структуры оказывается высшей точкой умственного развития подростка. Он развивается между одиннадцатью и четырнадцатью годами и достигает своего полного формирования к пятнадцати годам. Высшим уровнем развития детского мышления является способность образовывать системы из разрозненных элементов, обладающих различными характеристиками. В последующем накапливается опыт, знания, начинает преобладать словесно-логическое мышление.