История психологии и психиатрии.
Два вида узнавания
При познавательной деятельности человека существует два вида узнавания. Узнавание при восприятии осуществляется обычно при отражении таких свойств вещей, как цвет, форма и т. д. При узнавании интеллектуальном имеет место отклик на связи или отношения, в которые включен предмет. Тот и другой процесс в основе своей имеют общий механизм, который заключается в способности сформированных в мозгу информационных систем отзываться на сходные воздействия внешней среды.
При столкновении со знакомыми объектами происходит воспоминание прошлого опыта тех моделей, которые записаны в клетках мозга. В одном случае (восприятие) восстанавливаются записи, порожденные непосредственными воздействиями, в другом (мышление) — происходит актуализация связей. Важнейшим моментом творческого мышления оказывается способность построить новые системы и разрушить, преодолеть задержавшуюся функцию существующих связей. Это можно сделать, только обнаружив новые признак^,, или связи у элементов, предметов, составляющих ситуацию.
Свойств же у каждого элемента ситуации огромное количество, а какое из этих свойств важно и существенно — решающий задачу человек не знает. Поэтому он вынужден еще и еще раз обращаться к тому или иному элементу ситуации, включать его во все новые системы связей и черпать, таким образом, из него все новую и новую информацию.
Опыты, проведенные для выяснения основных мозговых инстанций
Опыты, проведенные для выяснения основных мозговых инстанций, управляющих мыслительной деятельностью, показали, что их две—теменная и лобная. Дальнейшие исследования подтверждают, что функцией теменной зоны является объединение в единую систему работы многих органов чувств. Лобная доля рассматривается как высший регулятор общеличностного поведения.
Уровни регуляции целостно-личностного поведения и собственно-интеллектуальных процессов различны. Одна мозговая инстанция (лобная кора) управляет поведением человека как целостной личности, в другой (теменная кора),— видимо, формируется система отношений или модель внешнего мира в голове человека. Эти факты позволяют в какой-то степени понять самочувствие личности, оказавшейся в проблемной ситуации.
При возникновении проблемы человек как бы должен ждать, когда сработает самоуправляемая система познания, результаты функционирования которой нередко воспринимают tn им как неожиданно открывшееся понимание связей и отношений. При столкновении с той или иной ситуацией смысл ситуации не сразу становится доступным человеку.