История психологии и психиатрии.
Взаимосвязь памяти с процессами отражения реального мира
Память взаимосвязана со всеми процессами отражения реального мира людьми и особенно с процессами мышления. Человеческая память сознательная, осмысленная. Она тесно связана также и с волевыми качествами людей: с целенаправленностью, мотивами поведения, склонностями и интересами, умением преодолевать препятствия, бороться с трудностями.
В противоположность всем названным положениям механистические концепции буржуазной зарубежной психологии пытаются свести все разнообразие процессов пая мяти к образованию и действию простейшего механизмам ассоциаций, игнорируя тем самым качественное своеобразие осмысленной памяти. Неприемлемым является идеалистическое учение о памяти, изображающее ее как якобы независящую от мозга особую «духовную» функцию.
Иногда выдвигается положение о существовании будто бы двух различных видов памяти: низшей, связанной с мозгом, и высшей, «духовной». Принципиальная несостоятельность этих, концепций совершенно очевидна.
«Хранение» воспоминаний
Раньше физиологи считали, что каждое воспоминание (представление) хранится в отдельной клетке, образую--щей вместе со своими отростками «единицу» нервной ткани — нейрон.
Однако впоследствии стало известно, что в мозге действует принцип дублирования (замены в случае необходимости одних центров другими). Значит, нейрон уже не может быть «единственным хозяином» какого-либо представления. Кроме того, нейроны в течение жизни человека частично отмирают, однако это почему-то не приводит к непременному дряхлению памяти.
Затем было установлено, что количество информации, запоминаемой человеком в течение жизни, значительно больше, чем количество нейронов. Представление «один образ — один нейрон» заменено новым: образ хранится в сложном сочетании нейронов, разбросанных по разным участкам мозга и так или иначе связанных между собой.
Таких сочетаний великое множество, а если учесть еще и возможную роль огромного числа промежуточных (глиальных) клеток, то практически число таких сочетаний становится безграничным. Исследования в этой области показали, что одна из левых лобных извилин мозга «ведает речью».
Если мозг разрушен в этом месте, человек теряет способность говорить, хотя может понимать, что говорят ему окружающие. Известен и другой центр, расположенный в височ-ной доле мозга и «ведающий» способностью понимать чужую речь, письмо. Если поражается он, то человеку кажется, что все вокруг него говорят и пишут словно на чужом языке