История психологии и психиатрии.
Сеансы «лечения»
Многие исследователи дали подробное описание сеансов «лечения». Они, как правило, происходили в юрте заболевшего в присутствии родных. Вначале баксы щупал пульс у больного, тихим голосом задавал ему ряд вопросов, расспрашивая о болезни, затем, «определив болезнь», -начинал «лечить». Настроив кобыз, он запевал заунывные, бессмысленные песни, призывая джинов.
Постепенно звуки становились громче и громче, баксы приходил в экстаз, бегал вокруг больного, бил вокруг него воздух нагайкой, при этом кривлялся, хохотал, бормотал что-то, дул на больного, выкрикивал слова, которые за ним повторяли все присутствующие, например: «бас» (дави), «тарт» (тащи), «кес» (режь), «айда» (гони) и т. д.
Считалось, что духи баксы, получив всеобщее одобрение, лучше выполнят его приказания. Бывали случаи, когда в своем неистовстве баксы бросался на больного, кусал его, бил по спине, приговаривая: «шик» (выходи). Больной же нисколько не сопротивлялся, только тихо стонал. Сам баксы падал в конвульсиях с пеной у рта во время такого сеанса, бился в судорожном «припадке».
Варианты такого рода лечения были различными, но у них было много общего. «Лечение» продолжалось от трех дней до месяца. Затем резали барана, мясо его съедали, кости окрашивали в различные цвета, и баксы, положив их в шкуру зарезанного животного и собрав у соседей имеющиеся у них куклы, которые изображали духов, выходил с больным на перекресток дорог.
Здесь эти кости и куклы укладывали вблизи проезжей части, а баксы с больным, сделав три круга, убегал в аул. Этот обряд означал, что дикие джины должны уйти с костями и куклами и оставить в покое больного, но если тот,; убегая, случайно оборачивался, то джины вновь могли в него вселиться.