Системное мышление.
Структура текста
Книга разделена на 12 глав, в каждой из которых по 4 параграфа. Первые параграфы всех глав написаны в популярной форме и доступны для прочтения широкому кругу читателей. В принципе, можно прочитать только первые параграфы всех глав, и этого окажется достаточно для того, чтобы составить первое впечатление, понятие о книге. Вторые параграфы содержат упражнения — задания для самостоятельной работы.
Их можно прорабатывать как отдельную книгу, и читатель, проделавший такую работу, непременно добьется определенности и систематизации своего индивидуального мышления. Третьи параграфы можно и не читать, они содержат решения заданий. Заметим, что именно эти параграфы читаются наиболее охотно, хотя, честно говоря, преждевременное знакомство с ними снижает положительный эффект практикума. Ведь система вашего мышления самоорганизуется, самотрансформируется только в режиме мыслительной нагрузки.
Мы рекомендуем знакомиться с содержанием третьих параграфов не раньше, чем вы найдете предварительные варианты собственных решений на уровне тех теоретических и научных концепций, носителями которых вы являетесь. В противном случае совокупный положительный эффект от работы над книгой не может быть гарантирован. Четвертые параграфы содержат научный комментарий к главе в целом. Их самостоятельное прочтение знатоками также может быть предметом отдельной книги.
КАК УСТРОЕН «ПРАКТИКУМ»?
Он, конечно же, состоит из последовательного ряда практических заданий. Вам, скорее всего, захочется спросить, почему последовательность именно такая, а не другая? Последовательность заданий подчинена нескольким подпрограммам, которые вводятся, исходя из внутренней закономерности развития системного мышления. Эта закономерность и соблюдается на протяжении всего Практикума.
Примеры и варианты возможных решений приведены для большинства заданий, но они могут и не совпадать с вашими. Заглядывать в решения рекомендуем только после выполнения задания. По всему тексту рассеяны многочисленные образцы применения системного мышления для исследования и описания целостной картины Наблюдаемого Мира. Практикум неоднократно опробован в интеллектуально-психологических программах Международной интернатуры при Академии системного мышления имени В. К. Толкачева (Нью-Йорк), отделения которой активно функционируют в Берлине, Нью-Йорке, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе.
Предлагаемые варианты решения заданий являются хотя и результатом коллективного творчества, но ни в коем случае не мнением «подавляющего» большинства. Интересно, а что большинство способно подавить? И в чем сила творческого коллектива? Цитирование древних философов производится по книге «Фрагменты ранних греческих философов», часть 1 (фрагменты РАННИХ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ. Ч. 1, М., «НАУКА», 1989).
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА вам и терпения нам, ибо: «Творец системы — это узник, который имеет притязание освещать мир лампою из своей темницы!» (Ф. Рабле).