Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Детская психология.
Речь и мышление младенца

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.

Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике , жестам и пантомимике . Первичному развитию наглядно - действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук , совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур , их координации , о которой писал Ж . Пиаже .

Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности младенцев .

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает , если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами , называемыми взрослым , самостоятельно изучать , исследовать их .

Активные действия детей с предметами возникают между 7 Ч 10 месяцами жизни . Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент : он начинает исследовать предметы не только с помощью рук , но также и других предметов , употребляемых им в качестве орудий . Например , взяв в руки палочку , ребенок может прикасаться ею к другим предметам , воздействовать на них ( толкать , двигать , переворачивать и тому подобное ).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом . Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса , свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний , например звуки удовольствия или неудовольствия . Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости , которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер .

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация , связанная с обращением , просьбой . С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости . Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии . На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того , как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью . Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии .

Рассмотрим теперь , как идет развитие познавательной сферы младенца , подготавливающее формирование интеллекта ребенка .

Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность , они только общаются со взрослыми , а в период бодрствования , находясь в одиночестве , изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение . С помощью рук , отчасти ног , они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами , то есть вырабатывают умения и навыки , которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач .

По мнению Дж . Брунера , ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям , с помощью которых он на этот мир практически воздействует . Со временем , как правило , уже за пределами младенческого возраста , мир оказывается представленным ребенку еще и в образах , сравнительно свободных от действий , а далее и в понятиях .

Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов , сколько от того , какие действия они вызвали .

В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него .

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием .

Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств , например принимает форму « устремленного взгляда », обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы .

Позднее появляются схватывание рукой , захватывание ртом , удерживание в руке и тому подобное .

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций , первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка , направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий , возникающих на пути его продвижения .

консультация психолога , психотерапевта в Москве

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум