Детская психология.
Речь и мышление младенца
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.
Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике , жестам и пантомимике . Первичному развитию наглядно - действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук , совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур , их координации , о которой писал Ж . Пиаже .
Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности младенцев .
Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает , если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами , называемыми взрослым , самостоятельно изучать , исследовать их .
Активные действия детей с предметами возникают между 7 Ч 10 месяцами жизни . Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент : он начинает исследовать предметы не только с помощью рук , но также и других предметов , употребляемых им в качестве орудий . Например , взяв в руки палочку , ребенок может прикасаться ею к другим предметам , воздействовать на них ( толкать , двигать , переворачивать и тому подобное ).
Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом . Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса , свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний , например звуки удовольствия или неудовольствия . Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости , которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер .
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация , связанная с обращением , просьбой . С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости . Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии . На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того , как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью . Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии .
Рассмотрим теперь , как идет развитие познавательной сферы младенца , подготавливающее формирование интеллекта ребенка .
Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность , они только общаются со взрослыми , а в период бодрствования , находясь в одиночестве , изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение . С помощью рук , отчасти ног , они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами , то есть вырабатывают умения и навыки , которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач .
По мнению Дж . Брунера , ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям , с помощью которых он на этот мир практически воздействует . Со временем , как правило , уже за пределами младенческого возраста , мир оказывается представленным ребенку еще и в образах , сравнительно свободных от действий , а далее и в понятиях .
Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов , сколько от того , какие действия они вызвали .
В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него .
Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием .
Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств , например принимает форму « устремленного взгляда », обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы .
Позднее появляются схватывание рукой , захватывание ртом , удерживание в руке и тому подобное .
Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций , первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка , направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий , возникающих на пути его продвижения .