Психология развития человека.
Понимание закономерностей мышления
На современном этапе развития научной мысли для решения многих теоретических и практических проблем философии, психологии и ряда других наук (особенно наук о человеке) необходимо иметь четкое понимание закономерностей мышления. Особую важность представляют те философские и психологические проблемы, которые возникают при изучении познавательных возможностей человека и процессов, приводящих к созданию новых идей.
Понимание сущности человека не может быть достаточно глубоким, пока наряду с другими психическими явлениями не выяснена суть процесса творчества. Марксистская гносеология уже давно четко установила основные и самые общие закономерности процесса познания.
Опираясь на основополагающие идеи Маркса и Энгельса, В. И. Ленин в ряде своих работ развил их дальше и на основе анализа новейших данных естествознания создал теорию отражения.
Ленинская теория отражения и диалектический материализм вообще являются философской основой научной психологии. Любая психологическая проблема имеет философские аспекты.
Изучение психологических аспектов познавательных процессов есть одновременно и философское исследование, хотя в каждом конкретном исследовании в зависимости от его задач та или иная сторона может быть представлена с большей или меньшей полнотой.
Философские вопросы особенно ясно выступают и требуют разрешения при изучении познавательных процессов. Психология познавательных процессов является той пограничной между философией и психологией областью знания, где философские и психологические проблемы выступают в сложном диалектическом единстве.
Данная работа посвящена изучению одной из важнейших проблем психологии и философии творческого процесса — проблеме внезапного, неожиданного решения задач.
Это явление в психологической литературе часто обозначается терминами «озарение» (insight, Einsicht) или постижение интуитивным «озарением». Проблема интуиции уже давно занимает философов.
Однако до последнего времени очень мало было сделано для ее позитивного научного решения. Философы-идеалисты древности и нового времени, которые занимались преимущественно спекуляциями вокруг этого действительно важного и трудного вопроса, приписывая интуиции сверхъестественное, божественное происхождение, индетерминированность, не могли, конечно, создать научную теорию интуитивного познания. Проблема интуиции стала предметом конкретных научных исследований лишь в рамках психологии мышления.