Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Роль бессознательного в творчестве

У Кюби весьма ценно стремление к уточнению, разграничению и более глубокому пониманию понятий «бессознательное», «подсознательное» или «предсознательное», «сознание».

Он правильно отмечает, что именно путаница в понятиях, неточное представление об их объеме создают значительные трудности на пути понимания творчества.

В противовес ранним психоаналитикам Кюби приписывает бессознательному такую же косность, как и сознанию. И если понимать бессознательное как сферу врожденного инстинктивного поведения, то нельзя не согласиться с Кюби.

Однако так как он понимает бессознательное более широко, т. е. неправильно отождествляет его с подсознанием, то с этим утверждением Кюби трудно полностью согласиться. Дж. Гетцелс и Ф. Джексон вместе с Кюби утверждают, что творческий процесс имеет много общего с детскими играми в том отношении, что оба они являются свободной игрой воображения.

Творческие личности часто испытывают от такой игры больше наслаждения, чем от действительных деяний. Отсюда их духовность, непрактичность, любовь к умственным играм, к игре с образами.

Эти положения авторы подтверждают ссылкой на письмо Эйнштейна Адамару и отрывками из авто-биографий одаренных студентов, исследованных ими. Нам представляется, что роль бессознательного в творчестве в основном заключается в предоставлении в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия, но что само бессознательное мало приспособлено для осуществления творческих процессов.

Ограничиваясь сказанным, отметим, что авторы рассматриваемой работы, некритически относятся к методологическим заблуждениям фрейдистов. Далее Дж. Гетцелс и Ф. Джексон рассматривают взгляды Е. Шахтеля, в некотором смысле являющимся антиподом Кюби.

Шахтель утверждает, что источником творческой свободы является не особое состояние предсознательного, а открытость индивида по отношению к внешнему миру, его способность воспринимать все новое, особое чутье к новому и оригинальному, иногда даже в ущерб глубине.

Поэтому он полагает, что теорию творческого мышления в науке (и вообще теорию творчества) необходимо построить в рамках теории восприятия. Иначе говоря, Шахтель утверждает, что адекватное понимание процессов восприятия приведет к пониманию творческого мышления.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум