Психология развития человека.
Роль бессознательного в творчестве
У Кюби весьма ценно стремление к уточнению, разграничению и более глубокому пониманию понятий «бессознательное», «подсознательное» или «предсознательное», «сознание».
Он правильно отмечает, что именно путаница в понятиях, неточное представление об их объеме создают значительные трудности на пути понимания творчества.
В противовес ранним психоаналитикам Кюби приписывает бессознательному такую же косность, как и сознанию. И если понимать бессознательное как сферу врожденного инстинктивного поведения, то нельзя не согласиться с Кюби.
Однако так как он понимает бессознательное более широко, т. е. неправильно отождествляет его с подсознанием, то с этим утверждением Кюби трудно полностью согласиться. Дж. Гетцелс и Ф. Джексон вместе с Кюби утверждают, что творческий процесс имеет много общего с детскими играми в том отношении, что оба они являются свободной игрой воображения.
Творческие личности часто испытывают от такой игры больше наслаждения, чем от действительных деяний. Отсюда их духовность, непрактичность, любовь к умственным играм, к игре с образами.
Эти положения авторы подтверждают ссылкой на письмо Эйнштейна Адамару и отрывками из авто-биографий одаренных студентов, исследованных ими. Нам представляется, что роль бессознательного в творчестве в основном заключается в предоставлении в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия, но что само бессознательное мало приспособлено для осуществления творческих процессов.
Ограничиваясь сказанным, отметим, что авторы рассматриваемой работы, некритически относятся к методологическим заблуждениям фрейдистов. Далее Дж. Гетцелс и Ф. Джексон рассматривают взгляды Е. Шахтеля, в некотором смысле являющимся антиподом Кюби.
Шахтель утверждает, что источником творческой свободы является не особое состояние предсознательного, а открытость индивида по отношению к внешнему миру, его способность воспринимать все новое, особое чутье к новому и оригинальному, иногда даже в ущерб глубине.
Поэтому он полагает, что теорию творческого мышления в науке (и вообще теорию творчества) необходимо построить в рамках теории восприятия. Иначе говоря, Шахтель утверждает, что адекватное понимание процессов восприятия приведет к пониманию творческого мышления.