Психология развития человека.
Проблема психологической изоляции
Проблема психологической изоляции очень важна и спорна. Для «инкубирования» оригинальной идеи и для ее разработки такая изоляция действительно необходима. Это положение, кроме того, теснейшим образом связано с уже рассмотренным нами положением о необходимости исключения критики и посторонних влияний на первых, самых ответственных этапах творческого процесса. Необходимость психологической дистанции в наиболее плодотворные периоды творческой работы отмечена многими мыслителями (Ницше, например, говорит о «пафосе дистанции» для сохранения своей оригинальности и т. п.).
Автор разбираемой работы утверждает, что творчество по существу есть результат одиночества, результат работы относительно изолированного ума и поэтому научный работник должен обладать мужеством перед лицом роковой необходимости периодического одиночества. Чем выше творческие возможности ученого, тем больше у него внутреннего стремления к одиночеству и раздумьям наедине. Это положение можно проиллюстрировать жизнью почти всех великих мыслителей. Ученый должен обладать моральным мужеством не только для выдвижения оригинальных, идущих вразрез с привычными представлениями идей, но и для вынесения своего отшельничества. Раудсепп вовсе не упускает из виду социальный аспект творчества.
Однако нельзя не согласиться с ним, когда он утверждает, что самомнение и самоуверенность ученого в основном исходят от него самого и до некоторой степени они необходимы для компенсирования «невыгодных» результатов удерживания психологической дистанции. Упорство и сосредоточенность на определенных проблемах, отвечает Раудсепп, являются необходимыми условиями успешной научной работы. Трудолюбие до и после инсайта, способность на длительное время сосредоточенно работать над узким кругом проблем, способность преодолевать разнообразные внутренние и внешние трудности составляют комплекс некоторых основных характерных особенностей многих творческих личностей.
Положение о необходимости упорной и продолжительной работы ярко иллюстрируется Раудсеппом следующими словами Эйнштейна: «Я думаю и думаю месяцами, годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». Далее Раудсепп останавливается на важном вопросе — способности ученого терпеливо относиться и даже проявлять вкус к неопределенностям и двусмысленностям. По-настоящему творческая личность знает, что наука не место «истин в последней инстанции», твердо установленных правил, без которых не может жить ограниченный ум. На передних краях науки законы и понятия находятся в непрерывном процессе становления или обесценения.
Поэтому ученый привыкает жить в мире вероятностных явлений, на к.раю познанного и не-изведанного. Способность сбалансировать в этом положении, а время от времени совершать также глубокие рейды в темное царство непознанного и пытаться освещать его силой своего разума — такая способность совершенно необходима ученому. Умение, может быть ценой личного счастья, чувствовать себя в ладу с хаосохМ и двусмысленностями — отличительная черта психики великих умов.