Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Способность свободно мыслить

Очевидно, что ученый должен уметь с легкостью оперировать идеями. У людей с большими творческими возможностями обычно имеется неисчерпаемый запас идей. Однако, как уже было сказано, конструктивность не должна страдать от избытка оригинальности и плодовитости идей, так как это может привести к бесплодности в смысле создания логически обоснованных, верифицируемых и фальсифицируемых научных теорий.

Важно отметить, что глубокие и многосторонние знания необходимы для успешного творчества, невзирая на современную тенденцию к узкой специализации. Люди, ограничивающие себя узкими рамками своей специальности, обычно не обладают богатой фантазией и малоспособны к творчеству.

Узкая специализация приводит к узости понятий и подходов к проблемам, приводит к концептуальной узости научного работника и как следствие этого к снижению результативности его работы. Приверженность к методам не всегда полезна.

Настоящий ученый мыслит свободно и готов отказаться от своих прежних убеждений, если это необходимо во имя истины. Однако ученый кроме свободы от оков затвердевших канонов нуждается также в мастерстве для успешной разработки своих идей. Поэтому творческие ученые нередко сочетают в себе на первый взгляд противоречивые стремления и способности — стремление к свободе от догм и правил, способность свободно мыслить, с одной стороны, и стремление к мастерству, способность мастерски разрабатывать свои идеи — с другой.

Парадоксальность положения снимается уже указанием на то, что в науке поиски законов и поиски методов одинаково важны и частично совпадают, так как каждый открытый закон становится методом для дальнейших исследований или дает возможность создать новые методы, и, наоборот, новые методы позволяют ученым открывать новые законы природы. Поэтому свобода от правил и методов есть одновременно свобода для поиска новых правил и методов и для усовершенствования старых.

История наук показывает, что синтез вышеуказанных двух стремлений и способностей у одной высокоодаренной личности вполне возможное и нередко наблюдавшееся явление. При этом ученый должен в первую очередь ориентироваться на поиски законов. Главное, как говорит Раудсепп, ориентация на цель, а не на метод (goal-orientation, not method-orientation).

Ссылаясь на Дьюи, Раудсепп отмечает, что наука начинается не от фактов, теорий или гипотез, а от проблемной ситуации. Именно поэтому такое большое значение имеют чувствительность ученого к проблемам, способность везде усматривать нерешенные задачи и переживать их как проблемные ситуации, порождающие у него психическую напряженность и побуждающие к снятию этой ситуации. Критичность, неудовлетворенность положением дел, здоровый скептицизм — проявления естественной чувствительности ученого к проблемам.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум