Психология развития человека.
Способность свободно мыслить
Очевидно, что ученый должен уметь с легкостью оперировать идеями. У людей с большими творческими возможностями обычно имеется неисчерпаемый запас идей. Однако, как уже было сказано, конструктивность не должна страдать от избытка оригинальности и плодовитости идей, так как это может привести к бесплодности в смысле создания логически обоснованных, верифицируемых и фальсифицируемых научных теорий.
Важно отметить, что глубокие и многосторонние знания необходимы для успешного творчества, невзирая на современную тенденцию к узкой специализации. Люди, ограничивающие себя узкими рамками своей специальности, обычно не обладают богатой фантазией и малоспособны к творчеству.
Узкая специализация приводит к узости понятий и подходов к проблемам, приводит к концептуальной узости научного работника и как следствие этого к снижению результативности его работы. Приверженность к методам не всегда полезна.
Настоящий ученый мыслит свободно и готов отказаться от своих прежних убеждений, если это необходимо во имя истины. Однако ученый кроме свободы от оков затвердевших канонов нуждается также в мастерстве для успешной разработки своих идей. Поэтому творческие ученые нередко сочетают в себе на первый взгляд противоречивые стремления и способности — стремление к свободе от догм и правил, способность свободно мыслить, с одной стороны, и стремление к мастерству, способность мастерски разрабатывать свои идеи — с другой.
Парадоксальность положения снимается уже указанием на то, что в науке поиски законов и поиски методов одинаково важны и частично совпадают, так как каждый открытый закон становится методом для дальнейших исследований или дает возможность создать новые методы, и, наоборот, новые методы позволяют ученым открывать новые законы природы. Поэтому свобода от правил и методов есть одновременно свобода для поиска новых правил и методов и для усовершенствования старых.
История наук показывает, что синтез вышеуказанных двух стремлений и способностей у одной высокоодаренной личности вполне возможное и нередко наблюдавшееся явление. При этом ученый должен в первую очередь ориентироваться на поиски законов. Главное, как говорит Раудсепп, ориентация на цель, а не на метод (goal-orientation, not method-orientation).
Ссылаясь на Дьюи, Раудсепп отмечает, что наука начинается не от фактов, теорий или гипотез, а от проблемной ситуации. Именно поэтому такое большое значение имеют чувствительность ученого к проблемам, способность везде усматривать нерешенные задачи и переживать их как проблемные ситуации, порождающие у него психическую напряженность и побуждающие к снятию этой ситуации. Критичность, неудовлетворенность положением дел, здоровый скептицизм — проявления естественной чувствительности ученого к проблемам.