Психология развития человека.
Способность к различению и выбору
Творческий, гибкий ум избегает повторений и стереотипов, работает воображением. Способность нарушать установленные, привычные границы и выйти в новое измерение — самое важное качество творческого ума. Эти мысли Раудсепп иллюстрирует примером задачи, в которой требуется провести четыре прямые линии через девять точек, не отрывая пера от бумаги и не проводя его дважды через те же точки. В психологической литературе этот факт неоднократно отмечен (Вертгаймером, Дункером, Рубинштейном, Пономаревым и другими психологами).
В творческом процессе, продолжает Раудсепп, не менее важное значение имеет противоположная гибкости способность — способность к различению и выбору. Ученый должен обладать интуицией на важнейшее. Селективная способность выражается также в особенностях методов работы ученого. Необходимо уметь распознать сердцевину проблемы, необходимо уметь давать природе точные вопросы и получать точные ответы (Ш. Ауэрбах в своей «Генетике» отмечает, что знаменитый Г. Мендель, основоположник генетики, по-видимому, обладал этой способностью в высшей степени).
Селективность поэтому выражается, как нам кажется, в характере выбранной проблемы и в качестве выдвинутой идеи решения. У Менделя было сравнительно мало идей, но зато какие это были идеи! Способность быть селективным есть способность к переживанию моментов интуитивного «озарения».
Раудсепп считает период подсознательной «инкубации» идей вполне реальным и важным, следуя при этом за Пуанкаре, Адамаром и другими. «...Часто, когда сознательное усилие для решения проблемы не удается, — пишет он, — инкубирующие процессы приводят к успеху».
Последующие страницы своей книги Раудсепп посвящает рассмотрению проблем самопознания ученого в процессе научной работы и сознательному или бессознательному стремлению к усовершенствованию методов работы. На страницах 65—67 автор разбираемой работы, обобщая большое число наблюдений (как собственных, так и других авторов), дает удивительно меткие и всесторонние характеристики гения и таланта.
Последующие главы посвящены многочисленным социальным, экономическим и политическим проблемам научного творчества. Возможно ясное представление о всем комплексе затронутых в этой книге проблем, как нам кажется, совершенно необходимо для организаторов и руководителей науки.
Практическая направленность книги является одновременно как преимуществом (исходя из запросов жизни), так и недостатком, так как из-за этого часто страдает глубина теоретической мысли автора. Однако несомненно, что, несмотря на эклектичность философских позиций автора, это одна из самых удачных книг по практическим вопросам науковедения.