Психология развития человека.
Гарольд Рагг о творчестве
Известный интерес представляют результаты многолетних исследований творческого процесса американского психолога и педагога Гарольда Рагга, изложенные в его книге «Воображение».
Рагг в отличие от многих других исследователей старается заложить основы теории творческого мышления, поэтому его исследование является теоретически более стройным и синтетическим.
Г. Рагг старается обобщить не только работы европейских и американских ученых, писавших о творчестве, но также работы индийских, китайских и японских мыслителей, задолго до европейцев выдвигавших много плодотворных и глубоких идей.
Мы рассмотрим в основном теоретические положения Г. Рагга, так как фактический материал, на который он опирается, большей частью общеизвестен. Во введении подчеркивается важное значение решения проблемы творчества для дальнейшего развития культуры.
Высказывается интересная мысль, что современный всеобщий интерес к проблеме творчества является естественной реакцией на удручающую стереотипность нашего мышления.
В этом большая доля правды, хотя можно было бы возразить, что всеобщий интерес может вызвать не только редко встречающееся явление, но и явление, очень часто бросающееся в глаза. Это может быть следствием повышения общего интереса к проблеме человека.
В I главе книги, озаглавленной автором «Автобиография научного творчества», приводится тот фактический материал, на который он опирается в своих рассуждениях. При этом Г. Рагг не ограничивается рассмотрением высказываний ученых (например, А. Пуанкаре).
Стараясь сформулировать общую теорию творческого мышления, он, естественно, пытается основывать свои рассуждения на опыте творческих людей вообще (ученых, поэтов, артистов).
Очевидно, что между психологическими особенностями творческого процесса ученого и поэта есть много общего. Об этом говорит, например, поэт Э. Хаузман, на высказываниях которого, в частности, останавливается Г. Рагг.
Э. Хаузманом подчеркиваются те же основные особенности творческого процесса поэта, какие были неоднократно описаны учеными: эмоциональность и внезапность момента появления новых строк или целых стихов во время отдыха, последующая сознательная (не всегда успешная) доработка этих строк, необходимость отсрочки работы.