Психология развития человека.
Общность механизмов творчества у ученых и артистов
Несмотря на это обстоятельство, нам представляется несколько преждевременным совместное исследование творческого процесса у ученых, артистов и других людей творчества. В настоящее время мы еще не сумеем в сложном и полном противоречий и загадок творческом процессе отличать главное от второстепенного.
Несмотря на общность механизмов творчества у ученых и артистов (что, конечно, еще необходимо строго доказать), у последних творческий процесс, не будучи, как правило, процессом решения определенной строго сформулированной проблемы, содержит много привходящих обстоятельств, могущих заслонить сущность творческого процесса. Ограничение на первых этапах психологического исследования творческим процессом ученых полезно что в нем этапы творчества выражены более четко.
Однако отдельное исследование творчества в искусстве, конечно, может быть весьма плодотворным. После этого станет не только полезным, но также необходимым совместное изучение творчества у людей различных специальностей. Различные восточные и западные мыслители в разные времена указывали лучшие условия творчества. Обобщая их, Г. Рагг особо отмечает роль эмоциональной мотивации, спокойной концентрации (relaxed concentration), а также привычек творческих индивидов для создания возможностей переживания интуитивного «озарения».
Очень важно также подчеркивание автором рассматриваемой работы важности постоянного обогащения памяти («бессознательного», как говорит Г. Рагг) необходимыми для решения данной проблемы знаниями. В научной работе, если отсутствует сознательно сформулированная и анализированная проблема и накопление необходимых знаний, нельзя ожидать инсайта. Значительный интерес представляют мысли Г. Рагга об архитектонике психики и об относительной роли каждой из ее сфер в процессе творчества. Г. Рагг считает предсознательное «истинным творческим центром».
Оно, по его мысли, имеет доступ как в сознание, так и в бессознательное и отличается особой динамичностью. Оно занимает среднее положение между глубоким сном и полным бодрствованием. Так как содержание предсознательного способно перейти порог сознания (это понятие у Рагга не развертывается), Г. Рагг называет его «транслиминальным умом» (transliminal mind).
Для нас представляет интерес мысль Г. Рагга о том, что мышление в предсознательной (подсознательной) сфере носит «внеличностный» характер. Это приблизительно соответствует изложенному в главе III нашему положению о том, что идея научного открытия первоначально возникает интуитивно именно потому, что потребности свободного творчества делают необходимым избегание оценок сознания и самосознания, и внезапно появляется как «блестящая», «сумасшедшая» идея.