Психология развития человека.
Теорема о трех ступенях творческой работы
Исходя из изложенных требований, Г. Рагг строит свою теорию творчества, изложенную в форме ряда теорем. Эта форма, по-видимому, сознательно выбрана Г. Раггом не только для компактности и возможной точности выражения, но и для указания на то, что данные положения требуют дальнейшего более основательного доказательства.
Эти теоремы являются по существу ответами на предыдущие требования к теории. Г. Рагг тем самым хочет доказать, что в настоящее время этим требованиям можно давать более или менее удовлетворительные ответы. Теорема о трех ступенях творческой работы. Изучение большого множества фактов приводит Г. Рагга к убеждению, что установленные более ранними исследователями ступени творческого процесса в основном верны.
Эти ступени суть:
а) предварительная сознательная работа по постановке проблемы и ее анализу, совершенно необходимая, однако неудачная в смысле немедленного получения решения;
б) перерыв в сознательной работе по решению проблемы, когда процесс мышления вытесняется в бессознательное и происходит «подспудная», «инкубационная» работа по решению проблемы;
в) внезапное «озарение», инсайт, сопровождаемый абсолютной уверенностью в правильности полученного решения.
Основным отличием понимания Г. Раггом ступенча того характера творческого процесса от понимания его другими авторами состоит в том, что он не считает последующую за инсайтом работу по верификации, критической проверке и реконструкции непосредственно включенной в процесс творчества.
Для него процесс творчества в собственном смысле слова завершается в момент «озарения». Между тем очевидно, что очень часто, осообенно при решении сложных проблем, периоды инсайта и последующей логической упорядочивающей работы выступают взаимосвязанно, когда попытка изложить интуитивно полученный результат приводит к раскрытию новых сторон решения, что в свою очередь делает необходимой новую логическую реконструкцию.
Если иметь в виду также то обстоятельство, что научное открытие может стать полноценной концепцией, пригодной для обогащения данной области науки лишь после того, как оно получило логически стройную и коммуникативно удобную форму, то можно прийти к выводу, что было бы намного вернее, если бы Г. Рагг выдвинул более адекватную действительному положению вещей теорему о четырех основных ступенях творческой работы.