Психология развития человека.
Теорема о двух видах мыслительной деятельности
Опираясь на данные Вертгаймера, Кестлера, Адамара и других исследователей, Г. Рагг выдвигает положение о двух основных уровнях творческого мышления: а) бессловесное, образное, чувственное мышление; б) логическое, вербальное мышление. Первый уровень является первичным, предваряющим и важнейшим в творческом акте.
Как мы уже сказали раньше, это положение в высшей степени проблематично и является одним из основных для понимания творчества. Трудности изучения творчества усугубляются также тем, что мышление на двух указанных уровнях может протекать одновременно, так как сознательное мышление никогда не бывает чисто сознательным, непрерывность и стойкость сознательного мышления основываются на одновременной активности сознания и подсознательного. Вся психика в целом в своей интегральной активности приводит к творческому порыву.
Теорема о двух путях познания явлений. Согласно Г. Раггу, эти два пути суть:
а) внутренняя идентификация познающего субъекта с предметом изучения;
б) внешнее, запланированное (measured) наблюдение его. Первый путь — это путь восточных (китайских, индийских и японских) мудрецов.
Некоторые европейские мыслители (представители иррационализма и мистики — Кьеркегор, Шопенгауэр и др.) также считают этот путь возможным и важным.
В основе рассуждений этих мыслителей лежат действительно наблюдаемые факты, являющиеся следствием сознательного или неосознанного применения гипноза, внушения и самовнушения, сосредоточения внимания и абсолютного игнорирования внешних раздражителей. Именно потому, что этот путь познания использует комплекс важнейших психических явлений и способностей, он тем самым заслуживает внимания психологов. Метафизические измышления представителей этого направления не должны сбивать с толку и привести к отрицанию существования реальных психических явлений.
Поэтому мы считаем, что Г. Рагг вполне справедливо выдвигает этот вопрос на первый план, хотя он не особенно заботится о философской четкости при изложении подобных вопросов. Г. Рагг совершенно справедливо пишет: «Таким образом, организм рассматривается активным и саморегулирующимся, а не реактивным автоматом, контролируемым внешним, стимулом».
При этом следовало бы указать источник активности организма и источник познания, чего Г. Рагг не делает. Второй путь — это в основном путь европейского научного развития, строгого подхода к эксперименту, использования математического аппарата.