Психология развития человека.
Теорема о транслиминальном уме
Не вызывает сомнения, что эти два пути познания по существу нераздельны. Об этом, в частности, говорит создание в нашем веке учения о рефлекторной деятельности, с одной стороны, и гештальтизма — с другой, и попытки, с нашей точки зрения вполне основательные, сблизить эти две казавшиеся до сих пор диаметрально противоположными точки зрения на психическую жизнь (имеются в виду, в частности, идеи Яна Дембовского). В этом отношении крайне любопытно следующее замечание известного немецкого биолога, основателя современной этологии Лоренца.
Он утверждает, что «восприятие гештальта... идентично с мистической функцией, обычно называемой «интуицией» и которая, без сомнения, является одной из основных познавательных способностей человека» Очевидно, что если иметь в виду интуитивную способность познания вообще, а не только интеллектуальную интуицию, то станет понятным, что без ее понимания невозможно понять также возможность познания посредством внутренней идентификации. Теорема о транслиминальном уме. Творческое «просветление», утверждает Г. Рагг, созревает в середине психического континуума бессознательное — сознание, в транслиминальной динамической сфере.
Это единственная свободная от цензуры привычек, свободная для творчества сфера психики. Мудрецы Востока давным- давно знали об этом состоянии психики. Г. Рагг не без основания утверждает также, что Шеллинг, Гальтон, Джеймс и даже Фрейд и другие дали этой сфере лишь название, но не могли открыть ее существенные особенности и механизмы действия. Четырьмя основными особенностями, по мнению Г. Рагга, отличается эта важная сфера психики: а) не- прекращаемым приемом внешней информации; б) непрерывным течением образов (по всей психике и, следовательно, также по транслиминальной сфере); в) наличием непрекращающихся идеомоторных актов, держащих организм в психофизиологической готовности; г) концептуальным, образным, упорядоченным,, невербальным со-держанием.
Для доказательства справедливости приведенных положений Г. Рагг ссылается на явление гипнотизма. В этом «аутистическом» состоянии (по Блойлеру), по мнению Г. Рагга, именно происходит возникновение оригинальной идеи. Основным принципом работы транслиминального ума, как было уже сказано, Г. Рагг считает его свободу от цензуры сознания и внешней цивилизации. Эта свобода двусторонняя. С одной стороны, это свобода от внешнего мира, свобода говорить и двигаться так, как говорится и двигается целостному организму без внешнего и внутреннего (со стороны сознания) принуждения. Вторая сторона этой свободы — возможность свободного ассоциирования.
Именно эта двусторонняя свобода делает предсознательное настоящим творцом оригинальных идей. Теорема о формирующем процессе. Творческий процесс, утверждает Г. Рагг, является автономным процессом, протекающим под порогом сознания. Это одновременно и телесный, и духовный процесс, т. е. он процесс органический. По современным данным, уверяет Г. Рагг, бессмысленно отделять душу и тело. Они неотделимы, и не существует четких границ между ними.