Психология развития человека.
Интеллектуальная зрелость индивидов
Очень важное значение в процессе научного творчества имеет как интеллектуальная зрелость индивидов, взявшихся за решение проблемы, так и зрелость самой проблемной ситуации. Зрелостью самой проблемы А. Кестлер называет такое положение вещей, когда для успешного ее решения требуется минимум усилий, так как все основные предпосылки для образования требуемой решающей комбинации уже подготовлены предыдущим развитием мысли.
Этим положением А. Кестлер, в частности, объясняет феномен одновременно сделанных открытий. Под зрелостью ученого А. Кестлер понимает положение, когда ученый овладел (до того как взяться за решение проблемы) указанными объективными предпосылками и умеет ими свободно оперировать.
Дальнейшее представляет процесс синтеза этих предпосылок (после их усвоения — психических структур) посредством их одновременного сознательного и подсознательного анализа. А. Кестлер, к сожалению, так не выражается, но, как нам кажется, его так именно и надо понимать.
Поэтому совершенно оправданны его критические замечания в адрес бихевиористов, предлагавших обезьянам не всегда адекватные задачи. Итог своих размышлений А. Кестлер выражает следующим образом: «Говоря обще: статистическая вероятность открытия тем более велика, чем более твердо установлены и лучше отработаны (exercees) способности, техника (инструменты), требуемые интеллектуальные матрицы» .
Исходя из этого, он защищает гештальтистов за адекватный подход к изучению проблемы инсайта. «...Келер и школа гештальтистов, — утверждает он, — давали своим шимпанзе задания, для которых они были зрелыми или почти зрелыми, чтобы доказать, что все приобретение основано на акте спонтанного понимания (Einsicht)». Интуиция.
В основном опираясь на М. Вертгаймера, А. Кестлер верно отмечает, что научное открытие было бы невозможным, если бы способствующие делу случайности не находили наготове смутное интуитивное предчувствие того, что ищется. А. Кестлер поэтому справедливо пишет: «Но каким образом действует эта разновидность интуиции?
Это сердцевина проблемы открытия как в искусстве, так и в науках» 3. А. Кестлер хорошо понимает, что для решения этой кардинальной проблемы необходимо раскрытие роли бессознательного.
С этой целью он анализирует процессы открытия Пастером вакцины против чумы и открытия Пуанкаре фуксовых функций и полностью солидаризируется с последним во взглядах на роль бессознательного в открытиях.