Психология развития человека.
Возможность бессознательной психической жизни
А. Кестлер солидаризируется с Пуанкаре, Адамаром, Планком и другими выдающимися учеными в том, что стремление к красоте и гармонии у представителей так называемых точных наук не слабее, чем у поэтов и артистов. Эти ученые всегда были недовольны чистой логикой, узостью сознательного мышления и считали, что своими лучшими идеями они обязаны своей интуиции, бессознательному.
В подтверждение этого А. Кестлер приводит, в частности, слова М. Планка о том, что ученый должен иметь «живое интуитивное воображение для новых идей, которые не выводятся дедуктивно, но получаются посредством артистического творческого воображения». Поэтому А. Кестлер считает необходимым специальное исследование бессознательной психической жизни и предыстории современных взглядов на ее особенности.
Определенный интерес представляет книга современного американского психолога Л. Уайта «Бессознательное до Фрейда», на которую А. Кестлер обращает особое внимание.
Исследования Л. Уайта показали, что возможность бессознательной психической жизни, без всяких сомнений, была принята такими мыслителями древности и новых времен, как: Плотин, Святой Августин, Фома Аквинский, мистик Якоб Бёме, Парацельс, Кеплер, Данте, Сервантес, Шекспир, Монтень, английский философ Гудворт, Джон Норрис, Лейбниц (которому принадлежат слова «наши чистые восприятия (concepts) являются как бы островами, которые поднимаются над темным океаном»), Христиан Вольф, физик и писатель Лихтенберг, Ламартин (который говорил, что не он думает, а «мои мысли мыслят вместо меня...»), И. Кант (как это ни парадоксально!), немецкий философ и врач Е. Платнер, впервые, как утверждает Л. Уайт, употребивший слово «бессознательное» (Unbewusstsein), Гердер, Шеллинг, Гегель, Фихте, Гёте, Жан-Поль, В. Б. Карпентер, Вильгельм Вундт, Фехнер, Э. Гартман, автор книги «Сущность мирового процесса и философия бессознательного», и многие другие менее известные мыслители, жившие до Фрейда.
Большой интерес представляют, например, слова В. Вундта: «Наша душа так счастливо устроена, что она обеспечивает нас самыми важными основами нашего мышления, без которых мы бы имели незначительное знание об этой подготовительной работе. Только результаты ее становятся осознанными.
Эта бессознательная душа для нас является незнакомым существом, которое, согласно нашему намерению, создает и производит и окончательно швыряет в нас готовыми плодами». Интересен также тот факт, что понятие «предсознательное» (Vorbewusstsein) введено Фихте.