Психология развития человека.
Изучение истории взглядов на бессознательное
Изучение истории взглядов на бессознательное убеждает Кестлера, что чувство неприязни, скептицизм й боязнь перед так называемым мистицизмом, возникающие у многих ученых, воспитанных на традиционных воззрениях картезианства, не имеют рациональной основы и должны быть решительно преодолены ради ускорения процесса проникновения в тайны психических явлений.
А это означает сосредоточение внимания психологов и физиологов на бессознательно протекающих психических процессах. Кестлер с полным основанием различает два вида участия бессознательного в творческом процессе. Всякое творчество требует мастерства, а мастерство предполагает такое совершенствование исполнения отдельных двигательных и интеллектуальных операций, при котором они совершаются без сознательного контроля и безошибочно. С другой стороны, «вмешательство бессознательной интуиции в творчество является совсем отличным от автоматизации техники феноменом».
Поэтому, согласно А. Кестлеру, бессознательное играет решающую роль в творческом процессе. А. Кестлер критикует Пуанкаре за то, что будто бы тот, на словах принимая важную роль бессознательного, все же остается в рамках рационализма XIX в. Это очень строгая критика, не лишенная, однако, оснований.
Кроме того, он отмечает, что, настаивая на наличии у творческого ума эстетического чувства красоты и гармонии, Пуанкаре,фактически не решает проблемы («остается на уровне изложения проблемы»), потому что, если даже согласиться с тем, что это чувство является основной движущей силой творческого выбора, остается невыясненным главное — каким образом конкретно этот выбор совершается. А. Кестлер понимает, что у Пуанкаре нет решения психологической проблемы творчества.
То же самое, согласно А. Кестлеру, справедливо по отношению к Фрейду и Юнгу, не создавших собственной стройной теории творчества. Эта теория ждет своих создателей. Однако А. Кестлер не отрицает, что уже у ранних психоаналитиков можно найти ряд ценных мыслей о механизмах творчества.
Так, например, зависимость творчества от активности подсознательной сферы доказывается, в частности, тем, что, как показали исследований Фрейда, Юнга и других психоаналитиков, подсознательное «оно» (в том узком его понимании, которое мы находим у психоаналитиков) само по себе относительно свободно от обычных человеческих оценок добра и зла, хорошего и плохого и даже отчасти от оценок верного и неверного.
В этой сфере психики противоположности слиты, едины, нет удвоения, и потому всякие возникающие психические образования нейтральны в ценностном отношении. Только там возможно полное преодоление застывших концепций нашего консервативного сознания.
Объявления:
Подарочные ручки
Элегантные подарочные ручки предлагает вашему вниманию интернет магазин www.brugos.ru. В наличие подарочные ручки флешки и подарочные ручки стилусы. Все ручки высокого качества и украшены украшены оригинальными кристаллами сваровски. Если вы еще не выбрали какой подарок вы хотите подарить на новый год, то рассмотрите, как вариант подарка — подарочные ручки с кристаллами. Этот подарок сможет удивить даже самую искушенную девушку!