Психология развития человека.
Переход в сознание
Вильгельм Вундт, описывая этот процесс, писал: «В этом смысле чувство является пионером знания». Т. М. Мак-Мерри в книге «Как учиться» писал: «Многие из лучших мыслей, вероятно большинство из них, появляются не наподобие проблеска, но начинаются смутными чувствами, «тусклой интуицией», нуждающихся в поддержке и уговорах, прежде чем они могут уверенно переживаться и определяться».
Дж. Дьюи в уже рассмотренной нами книге «Как мы мыслим» описывает фактически то же самое явление, когда пишет, что проблема вначале может представляться в виде «более или менее смутного чувства неожиданного, чего-то странного (queer), чуждого, забавного или смущающего...». Из книги Варендонка «Психология дневных снов», на которую он часто ссылается, Г. Уоллис приводит следующую цитату: «Когда я осознал, что мой ум активно работает над чем-нибудь, у меня возникло смутное чувство, которое очень трудно описать, оно было подобно неясному впечатлению об умственной активности.
Но когда ассоциация выплыла на поверхность, оно развилось в чувство радости». Эти и другие высказывания, приведенные Г. Уоллисом, основаны на многочисленных наблюдениях и до некоторой степени освещают одну из важнейших сторон процесса интуитивного «озарения». Нужно ли вмешиваться в процесс творчества в период «инкубации»? Г. Уоллис считает, что подобное вмешательство с целью форсирования творческого процесса необходимо, так как даже исключительно одаренные люди не Могут достигнуть совершенства в целенаправленной умственной работе без систематических сознательных тренировок.
Вмешательство он вовсе не считает вредным для новой идеи. Нам же представляется, что в настоящее время невозможно ответить однозначно на вопрос о полезности или вредности подобного вмешательства. Более того, наблюдения показывают, что иногда, действительно, лучше не вмешиваться в естественный ход мыслей. Иногда же вмешательство необходимо для схватывания и развертывания идеи, могущей быть потерянной без сознательных усилий.
Практика научной работы у ученых в этом отношении развивает довольно тонкий такт. Г. Уоллис склоняется к мысли, что появление идеи до некоторой степени носит фатальный характер. Когда мыслитель или поэт, предчувствуя интимацию 1 (эмоционально или аффективно окрашенную) на приближающуюся мысль, стараются препятствовать ее появлению, то это редко им удается полностью. И в этом утверждении немало истины.
Волевыми усилиями можно ослабить эмоциональную окрашенность идеи, но она все же проникает в сферу сознания, если обладает достаточной энергией, новизной, важностью и гармоничностью.