Психические состояния.
Уровень личностного своеобразия
Уровень ИДЕНТИЧНОСТИ, или личностного своеобразия, — это глубинное, фундаментальное убеждение о самом себе и об этом мире. Здесь мы отвечаем на вопрос: «Кто я?». Идентификация включает в себя роль и самоощущения. Она более абстрактна, чем убеждения, и имеет отношение к более глубоким уровням, отвечая за то, чему именно человек научается в жизни, а также за обстоятельства по претворению полученных знаний в действие.
И во главе пирамиды — уровень ДУХОВНОСТИ, уровень МИССИИ, здесь мы отвечаем на вопрос: «В чем смысл нашей жизни, каково ее предназначение?» По «закону пирамид» изменения, происходящие на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивают высшие логические уровни; а перемена, происходящая на более высоком уровне, почти всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких уровнях. Иллюстрацией организации нейрологических уровней может служить структура коммерческих фирм: если в фирме меняется уборщица, то это никак не скажется на деятельности фирмы; но если в этой фирме поставить нового исполнительного директора, то это обязательно затронет все отделы и структуры данной фирмы.
Получается, что библейское «Каждому — по вере» действительно является абсолютной истиной: люди получают в этой жизни то, во что верят, в чем убеждены. Убеждения четко классифицируют нашу действительность и деятельность на «возможное» и «невозможное», что правильно, а что нет, то, что будет, и то, что не состоится никогда. Если человек верит в то, что это возможно, то он получает это независимо от того, насколько трудно этого достичь в действительности: в его убеждениях это легко достижимо, и значит, так оно и будет. И наоборот, если убеждение говорит о том, что это невозможно и недостижимо, то любое, самое пустяшное дело, окажется трудным и неосуществимым.
Так, одна клиентка твердо верила, что женщина в возрасте 30 лет гораздо ценнее для мужчины, так как она мудрее, умнее, имеет больший жизненный опыт и может спокойно дать фору молодой конкурентке. С ней можно о многом поговорить, она гораздо интереснее, чем 20-летние. Она была уверена в этом, хотя многие мужчины могут с этим поспорить. Нужно ли говорить, что мужчин у нее всегда хватало, да еще каких — свободных, обеспеченных, успешных, которые были без ума от нее. Хотя внешне она была обычная — ничего особенного. Но ее уверенность в себе притягивала мужчин как магнит.
Она могла очаровать мужчину где угодно: на презентации, в ночном клубе, за обедом в ресторане. Большинство же женщин с низкой самооценкой имеют противоположное убеждение: «Да кому я нужна, вокруг столько красивых молодых женщин, да и где найдешь хороших мужчин, всех расхватали, остались одни женатые! А с кем удавалось познакомиться, фазу пытаются уложить в койку. Все, не видать мне больше женского счастья, придется оставаться одной или соглашаться на роль тихой, покорной любовницы». Очевидно, что у таких женщин личная жизнь не складывается. Еще раз повторимся, главное заключается в том, что если вы в чем-то убеждены, то будете вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Наши убеждения функционируют как фильтры: они говорят нам, на что мы способны, а на что нет.