Психические состояния.
Пирамида нейрологических уровней
Достаточно условно человеческую психику можно представить в виде пирамиды. В ее основании находится уровень ОКРУЖЕНИЯ, который включает в себя все то, что нас окружает. Это наши близкие, друзья, коллеги по работе, то помещение, где мы работаем, дом, где мы живем и т. д. Чтобы выяснить, какое у человека окружение, нужно ответить на вопрос: «Что его окружает и где он находится?»
Следующий уровень — уровень ПОВЕДЕНИЯ. Это конкретные наши действия, поступки, реакции, которые осуществляются человеком в его окружении. Это то, что мы делаем ежедневно, — ходим на работу, занимаемся домашним хозяйством, чем-то увлекаемся, отдыхаем и развлекаемся, выслушиваем друзей по телефону, и т. д. Здесь мы отвечаем на вопрос: «Что я делаю?».
Следующий за ним уровень — это уровень СПОСОБНОСТЕЙ. Это наши, умения, навыки, таланты, то индивидуальное, что есть у каждого, присущее только ему. Например, у кого-то есть способность к музыке, у кого-то нет. Кто-то способен грамотно писать, не зная правил, а кто-то, как ни старается освоить правописание, пишет с ошибками. Кто-то силен в точных науках и хорошо понимает законы физики, а кто-то хорошо разбирается в философии и пишет чудесные стихи или картины... Способности руководят нашими поведенческими действиями и отвечают на вопрос: «Как мы это делаем?».
Уровнем выше находятся наши УБЕЖДЕНИЯ и ЦЕННОСТИ, которые отвечают на вопросы: «Почему мы так поступаем? Что для нас важно? Для чего мы это делаем?». Это те наши установки, которые поддерживают и подкрепляют наши поведенческие и эмоциональные реакции. Убеждения и ценности влияют на нашу мотивацию, они как бы дают нам разрешения поступать определенным образом. Здесь мы отвечаем для себя на такие вопросы: «Что хорошо, а что плохо? Что можно, а чего нельзя? Как относиться к людям?» и т. п.
Убеждения и ценности — это утверждения и понятия, которые человек признает за истинные, которые наделены для него особой важностью. Ценности — это то, что для человека важно, то, к чему он стремится. Большинство базовых ценностей заложено в детстве, чаще всего они формируются у нас в возрасте до 5-7 лет. Из базовых ценностей следуют системы убеждений. Например, понятие «честь» (ценность) может означать для человека, что нельзя обманывать, нельзя предавать, нельзя использовать нечестные методы достижения целей (убеждения).
Наши убеждения говорят нам, что мы можем делать, а что нет, в настоящем и будущем. Убеждения определяют нашу реакцию в любой момент времени, они структурируют наши переживания и говорят, что делать дальше. Ценности и убеждения придают смысл нашей жизни, помогают нам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.