Духовные практики.
Этот так называемый мир лишь картинка
«Этот так называемый мир лишь картинка. Чтобы быть счастливым, воспринимай его таким». Тибетский учитель Атиша проводил эту медитацию в несколько иной форме, беря за основу идею «мир — это сон». Выберите из двух вариантов тот, который вам нравится больше. Суть каждого из принципов состоит в том, что нельзя относиться ко всему слишком серьезно. Экзистенциальный закон утверждает: чем серьезнее вы, тем более плотным и тяжелым становится мир. Чем сильнее вы отождествляете себя с текучей дорогой, тем больше становится ощущение того, что вы движетесь словно сквозь патоку. То, что еще вчера казалось столь важным, сегодня забывается совсем. Любовь приходит и уходит, споры возникают и затихают.
Жизнь — это бесконечный поток, и ничто не длится долго. На Востоке вся наша Вселенная воспринимается лишь как игра Бога. Воспринимайте мир так, словно это сон, некая мифическая сцена, на которой разыгрываются наши жизни. В самом деле, попытайтесь представить, что все, происходящее вокруг, просто вам снится. Сохраняйте это ощущение в течение всего дня, и вы почувствуете радость и счастье; вы ощутите, как между вами и происходящим начнет появляться некая дистанция. Вы станете зрителем, сидящим на вершине холма и наблюдающим за всем происходящим, словно это разыгрываемый на ваших глазах спектакль. В самом конце медитации перед сном представьте, что вы проснетесь во сне. Это упражнение потребует некоторого времени и настойчивости, но зато однажды вы действительно проснетесь в своих снах.
Опыт ясного сна — когда вы просыпаетесь во сне и в то же время осознаете, что спите — позволит вам почувствовать то, что описывают буддийские учителя и мудрецы. Цельны ли вы ? (мыслящий тип) Сэнцанем, или Сосан, известен как третий китайский патриарх дзэна. Его Син Син Мин, или «Книга ни о чем», представляет собой одно из самых кратких учений Востока. Приведенные здесь выдержки из книги иллюстрируют центральную тему не-дуализма и не-сознания. Парадоксально, что сосредоточиться на несознании должен человек, который использует свой ум очень интенсивно. Сосан видит основную проблему в том, что наш ум не здоров и не целостен. Ум никогда не может стать цельным хотя бы потому, что это своего рода биокомпьютер, сконструированный с це-лью помочь нам выжить.
Он должен классифицировать. Ему необходимо отличать форму от основы, добро от зла; ему необходимо выбирать между одним и другим. В этом нет ничего плохого. Он производит чудесную работу и тем самым помогает нам жить, но если мы отождествим свое сознание с этой работой, то никогда не сможем ощутить исключительность существования. Дело в том, что ум — это не тот механизм, с которым можно подступаться к загадкам мира, но, к сожалению, большинство из нас пребывает под его гипнотической властью.
Сосан считает, что если существует великий слуга, то должен быть и великий хозяин. Великий путь прост для тех, кто не имеет предпочтений. Когда нет ни любви, ни ненависти, тогда все открыто и ясно. Проведите малейшее различие — Тогда земля и небо окажутся бесконечно разделенными. Если вы хотите увидеть истину, Не выступайте «за» или «против». Борьба между тем, что любят, и тем, что не любят, — Это болезнь ума. Путь совершенен, как бескрайняя вселенная, Где ни в чем нет ни недостатка, ни избытка. На самом деле из-за нашего выбора — принять или отвергнуть — Мы не видим истинной природы вещей. Не живите ни в сплетении внешнего, Ни во внутреннем ощущении пустоты.
Будьте спокойны, не развивая деятельность и пребывая в единстве вещей, И ложные мнения исчезнут сами собой. Когда вы пытаетесь остановить активность, чтобы быть бездеятельным, Уже само это усилие порождает активность. Пока вы находитесь в том или ином состоянии, Вы не сможете познать Единство. Не ищите истину, лишь перестаньте держаться мнений. Не оставайтесь в двойственности, но избегайте ее. Если есть хоть след того или этого, правильного или неправильного, Сущность ума будет потеряна в смятении. Хотя любая двойственность исходит из единого, Не будьте привязаны даже к единому. Ничто не возмутит того, кто следует Пути, чей ум спокоен. Л то, что перестало возмущать, Уже иначе существует в мире.
Отрицать реальность вещей, — Значит потерять эту реальность;
Утверждать о пустоте вещей — Значит также потерять их реальность. Чем больше вы говорите и думаете об этом, Тем дальше уходите от истины. Прекратите говорить и думать, И тогда не будет ничего, Что вы не могли бы постичь. Когда возникают сомнения, Просто скажите: «не два», И войдете в гармонию с реальностью. В этом «не два» Нет ничего отдельного, И там есть все. Неважно, когда и где Вы войдете в эту истину. Просветление значит Вступить в эту истину. А эта истина вне времени и пространства, Вне расширения или уменьшения; В ней единая мысль, Которой уже десять тысяч пет.