Духовные практики.
Мужской и женский поиск
Прежде чем мы отправимся в духовное путешествие, необходимо обратить внимание на один факт. Говорят, что из женщин получаются отличные ученицы, а мужчины становятся учителями и наставниками. Действительно, ни одна из религий не была основана женщиной, а количество женщин, достигших духовного пробуждения, составляет лишь небольшую горстку по сравнению с тысячами подобных мужчин.
Среди таких женщин можно назвать, например, Раби’а ал-Адавийа (суфизм), Мииру и Ааллу (индуизм), монахиню Тено (дзэн-буддизм), Терезу Авильскую и Хильде- гарду фон Бинген (христианство), но эти имена вряд ли широко известны. Вы заметите, что девять религий и девять духовных типов на следующих страницах представлены лицами мужского пола. Если вы и не простите автору эту половую дискриминацию, то как вы объясните тот факт, что женские имена столь редко встречаются в сфере духовного? Одно объяснение можно найти в медитациях, соответствующих девяти духовным типам.
Все они взяты из книги Видьа Бхайрави Тантры — древнего текста, в котором индийский бог Шива дает сто двенадцать техник пробуждения Дэви, своей супруге. Однако половая принадлежность не определяет восприимчивость и послушность человека, поскольку и мужчины должны быть столь же послушными, как и женщины, если они собираются постичь учение своего наставника. В противном случае они становятся страшными людьми. Что происходит, когда пробуждения достигает ученица- женщина, ответить значительно труднее.
Как правило, она остается столь же восприимчивой и послушной, поэтому невозможно проследить, что именно ей открылось. Ей обязательно требуется руководство мужчины, иначе просветленная женщина может просто идти своим путем, и лишь немногие, самые мудрые, заметят произошедшее в ней просветление. Например, Раби’а имела внутри себя мужской дух, несмотря на то что утверждала: «Я перестала существовать, я вышла из самой себя. Я — одно с Ним, я полностью принадлежу Ему». И именно с помощью этого мужского духа Раби’а распространяла разрушительную критику интеллектуальных основ раннего ислама, где доминирующее положение занимал мужчина. Именно эта кри тика легла в основу созданного позднее суфизма. Но таких женщин были единицы.
Просветленная монахиня дзэн по имени Тено чудесным образом пережила изменение пола и, согласно преданиям дзэн, стала японским монахом-мужчиной. Это подтверждает идею о том, что для достижения просветления нужно родиться в мужском теле, и отражает тот факт, что для преподавания необходим мужской склад ума, независимо от пола учителя. Вот одна из историй из жизни Раби’а, которая в некотором смысле освещает различия женского и мужского ума. Известный суфийский аскет совершил четырнадцатилетнее паломничество в Мекку, молясь по пути в каждом святом месте и строго соблюдая предписания Корана.
Когда он наконец пришел в Мекку, то священного камня, Ка’ба, там не было. Аскету ответили, что Ка’ба, узнав о том, что Раби’а также совершала паломничество, ушел, чтобы ее встретить. Раби’а же этим нисколько не впечатлилась, сказав, что пришла не к дому, а к хозяину дома. Аскет был в гневе на Аллаха за то, что тот игнорировал его столь длительный аскетизм и святость в пользу раба, то есть женщины. Аллах ничего не ответил на это. Слева: Женский ум способен одновременно работать в нескольких направлениях, поскольку он обладает большей целостностью, чем мужской. Справа: Женщины более восприимчивы к тембру и высоте звука. Они могут одновременно слушать два различных разговора.