Психология развития человека.
Начинайте со знакомого
Первые впечатления, быть может, не самые надежные, но они, как правило, довольно сильные, и поэтому их трудно преодолеть. Если вы начинаете свою презентацию с идеи, которая вашей аудитории незнакома или враждебна, она будет сохранять настороженность или враждебность на протяжении всей вашей презентации.
Даже в самом лучшем случае изменить реакцию аудитории окажется нелегко. Вот почему имеет смысл начать с идеи, которая ей знакома, по возможности с идеи, по которой она с вами согласна. Этот подход заставляет психологию первого впечатления работать на вас, а не против вас. Начинать со знакомой идеи вовсе не означает, что вы должны вести себя нечестно и скрывать свои разногласия.
Вы попросту подготавливаете свою аудиторию к идее, с которой она не согласна, — помогаете ей взглянуть на ваше решение более объективно, чем бы она сделала это в ином случае, а не уклоняетесь от разногласий. В этом подходе нет ничего коварного; не требует он и фабрикации идеи, с которой аудитория согласна. Если вы внимательно присмотритесь, вы обычно всегда сможете найти, по крайней мере, несколько серьезных идей, с которыми она согласна, даже если ваши основополагающие взгляды совершенно не совпадают. В качестве последнего средства, если вы не сможете найти ничего, в чем вы и ваша аудитория могли бы согласиться, вы можете начать с подчеркивания серьезности данного спорного вопроса и с указания на то, что он, как все полемические вопросы, скорее разжигает страсти, чем помогает дебатам.
Выберите наиболее уместный тон
Тон — понятие тонкое. Тон можно определить как настроение или отношение, внушаемое презентацией. Он, следовательно, тесно связан с идеей уважения к своей аудитории. Есть определенные виды тона, которые неуместны ни в письменном изложении, ни в устном выступлении с целью убеждения. Тон «эй-послушай», например, перестает быть авторитетным и становится авторитарным, давая понять, что презентатор навязывает свои взгляды аудитории.
Другой неуместный тон — это тон «только-идиот-может-думать-как-вы», характеризующийся насмешливыми и саркастическими замечаниями. Еще один неуместный тон — это тон «вы-должны-согласиться-прямо-сейчас-потому-что-уже-нет-времени». Серьезные проблемы и спорные вопросы требуют тщательного рассмотрения; безответственно принимать какое-либо важное решение «с наскока».
Требование немедленного решения от своей аудитории, следовательно, только вызовет у нее подозрительность относительно ваших мотивов. «Если у автора [или оратора] действительно прочная позиция, — рассуждает она, — почему он не дает мне времени тщательно проанализировать ее и поразмышлять о ней?»