Психология развития человека.
Пример 1: родители, которые протестуют против телевизионных программ
Недавно вы прочли целый ряд статей о протестах против телевизионных программ и рекламы. Среди протестующих в основном родители детей школьного возраста. Они высказывались либо индивидуально, либо через организации, членами которых они являются, выражая озабоченность тем, что ценности, которые прививаются детям в школе и дома, подрываются телевидением.
Конкретные жалобы касаются акцента на сексе и насилии в телепрограммах, призывов к потаканию своим желаниям и мгновенным удовольствиям в рекламе и пропаганды «делай то, что нравится», как в телепрограммах, так и в рекламе. Протестующие настойчиво просят неравнодушных граждан писать письма в компании, которые спонсируют программы, и угрожают бойкотировать их товары, если эти нарушения не будут устранены.
Скажем, вы определили главный спорный вопрос здесь как «Обоснованно ли родители предъявляют такие претензии компаниям?». Рассмотрев этот предмет и создав ряд идей, вы решаете, что самый лучший ответ — это «Они предъявляют их необоснованно» и формулируете свою аргументацию следующим образом: Только те, кто платит за телепрограммы и рекламные объявления, имеют право высказывать свое мнение относительно них. Платят только компании. Поэтому только компании имеют право высказывать свое мнение.
Вы анализируете свою аргументацию на предмет ошибок в правильности и делаете вывод, что таких ошибок нет. Затем вы анализируете ее на предмет ошибок в истинности или соответствии. Играя роль «адвоката дьявола», вы спрашиваете: «Действительно ли платят только компании?», «Как именно производится оплата?». Не будучи уверены, вы спрашиваете профессора по курсу бизнеса и узнаете, что спонсорство телевизионных программ и другой рекламной деятельности представляет собой часть общего бюджета данного товара.
Вы также узнаете, что эти затраты, наряду с другими — на сырье, производство, упаковку, хранение и доставку, отражаются в цене данного товара. «Минуточку, — рассуждаете вы. — Если затраты на теле-программы и рекламу отражены в цене товара, это означает, что потребители платят за все телепрограммы и всю рекламу. А если это так, то родители (и другие потребители) имеют право высказывать свое мнение, предъявлять требования и угрожать бойкотами». И поэтому вы исправляете свою аргументацию соответствующим образом:
Те, кто платит за телепрограммы и рекламные объявления, имеют право высказывать свое мнение относительно них. Платят потребители. Поэтому потребители имеют право высказывать свое мнение. При дальнейшей проработке этой аргументации вы, конечно же, коснетесь важных вопросов, которые не учтены ею, в том числе такого вопроса: что говорит справедливость о рекомендациях, которым должны следовать потребители, высказывая подобные просьбы? Ваши ответы на этот и сходные вопросы также должны быть оценены на предмет их обоснованности.