Психология развития человека.
Уход от спорного вопроса
Едва адвокат начал представлять дело в суде, как его помощник узнает, что их ключевой свидетель передумал давать показания. Помощник передает адвокату записку следующего содержания: «Брось доказывать. Обвиняй другую сторону». Вот такую форму часто и принимает уход от спорного вопроса: умышленно нападать на человека, придерживающегося противоположных взглядов, в надежде, что сам спорный вопрос будет забыт. Это происходит с удручающей частотой в политике.
Обсуждаемым спорным вопросом может быть, например, конкретное предложение по налоговой реформе. Один кандидат говорит: «Причина, по которой мой оппонент поддерживает это предложение, ясна: это — популярная позиция. Он хорошо известен тем, что примазывается к модным идеям, чтобы получить поддержку избирателей». И т.п.
Конечно, то, что этот кандидат говорит о своем оппоненте, может оказаться и правдой, и если так, то оно, конечно же, относится к спорному вопросу — заслуживает ли его оппонент избрания. Но оно не относится к обсуждаемому спорному вопросу — предложению по налоговой реформе. Уход от спорного вопроса не обязательно может мотивироваться желанием обмануть, как показывают предыдущие примеры. Это может произойти из-за случайного недоразумения или неосознанного соскальзывания на что-либо не имеющее отношения к делу. Но это все-таки ошибка, случайно это произошло или нет.
Чтобы проверить свою аргументацию, внимательно рассмотрите каждый спорный вопрос и спросите, действительно ли ваше решение отвечает на него. Если не отвечает, исправьте его. Чрезмерное обобщение Чрезмерное обобщение означает распространение правильной идеи за пределы ее обоснованного применения. Вот несколько примеров:
• Женщины, которые делают аборты, бедны и не замужем.
• Политики коррумпированы.
• Консервативные христиане фанатичны.
• Мужчины не способны выражать свои чувства.
Каждое из этих высказываний может иногда оказываться верным. То есть мы можем найти примеры бедных, незамужних женщин, которые делали аборты; коррумпированных политиков и т.д. Однако в каждом случае мы также можем найти примеры, которые не подпадают под данное утверждение.
Вот это и делает такие высказывания чрезмерными обобщениями. (Тот факт, что ваши чрезмерные обобщения не принимают самой крайней формы — стереотипов, которые мы обсуждали в Уроке 3, — не избавляет вас от обязанности исправлять их. Они тем не менее вредят вашей аргументации и, как правило, сильно вредят.)