Психология развития человека.
Расплывчатость и путаница
Эйнштейн, например, начал рассматривать идею, которая впоследствии привела его к теории относительности, когда ему было 16 лет. Он сражался с ней 7 лет, прежде чем нашел решение. В течение этого времени он переживал состояния расплывчатости, путаницы и замешательства вплоть до депрессии и отчаяния. Появилось ли это препятствие на этапе исследования или на этапе создания идей, чаще всего оно вызвано тем, что проблема пропала из поля зрения.
Самый лучший способ, как с этим справиться, — это способ, описанный в Уроке 8: еще раз взгляните на формулировку данной проблемы и возьмите себя в руки. Поначалу вам, возможно, придется останавливать течение идей, чтобы взглянуть на них еще раз, но после небольшой практики вы сможете делать это, не останавливая течения идей. Вы просто замедлите его немного. Это очень похоже на управление автомобилем. Начинающий водитель должен часто останавливать автомобиль, чтобы выровнять направление его движения, но очень скоро он приобретает навык вносить небольшие поправки с помощью руля, не сбрасывая скорости.
Вы обнаружите, что освоить этот вид умственного вождения легче, если записать свою формулировку проблемы па карточке или листе бумаги и во время работы над проблемой держать ее под рукой. Негибкость Это препятствие характеризуется тем, что у вас возникает слишком много однотипных идей, незначительно отличающихся или ничем не отличающихся друг от друга. Это вызвано тем, что вы неосознанно направляете свое мышление вдоль одной узкой линии мысли. Когда бы вы ни обнаружили это препятствие в своей работе (достаточно взглянуть на свои идеи еще раз, чтобы увидеть, имеется ли оно), сделайте особое усилие, чтобы стимулировать свое воображение. Может быть использована любая из обсужденных нами семи стратегий, но особенно полезны первые две и последняя — стимулирование незаурядных ответов, использование свободных ассоциаций и создание подходящих сценариев.
КАК ПРОИСХОДИТ ОЗАРЕНИЕ
Самый захватывающий опыт на этапе создания идей — а на самом деле во всем творческом процессе — это факт озарения (инсайта). Момент озарения описывался разными способами. Один — это реакция Ага/, какую испытал Архимед, когда, сев в ванну с водой, обратил внимание на вытеснение воды под тяжестью своего тела и мгновенно сформулировал принцип удельного веса. Рассказывают, что он крикнул: «Эврика!» («Нашел!») и нагишом побежал по улице. (Очевидно, закон о появлении в общественных местах в непристойном виде тогда соблюдался не очень строго или он бежал очень быстро.
В любом случае, похоже, его так и не арестовали.) Другой способ описания момента озарения — это чувство огромного удовольствия, какое мы испытываем, когда находим недостающий фрагмент настольной игры- головоломки. Но, возможно, самый широко распространенный опыт — это неожиданная вспышка света, как от загоревшейся лампочки над головой сказочного персонажа.