Психология развития человека.
Ищите необычные сочетания
Шахтерская каска (сочетает фонарь и защитную каску), кресло-коляска, радио-часы — вот примеры того, как сочетания ведут к изобретению. Возможно, самым широко известным примером этого вида изобретений является кулинарный рецепт. Всякий раз, когда повар смешивает разные ингредиенты, чтобы сделать то или иное блюдо по-другому, он делает изобретение путем сочетания.
Первый человек, который покрыл жидким сыром «моцарелла» телячью отбивную, изобрел «телятину с пармезаном», а тот находчивый человек, который не мог себе позволить телятину и заменил ее куском любого другого мяса, изобрел «мясо с пармезаном». Та же самая стратегия отлично работает и в других видах творчества — при нахождении решений социальных проблем, например.
Одна из проблем, которые сегодня вызывают повышенную озабоченность, — это увеличивающиеся затраты на тюремную систему. Кто-то, ломающий голову над этой проблемой, вполне может рассмотреть сочетание тюрем и заводов, т.е. привлечь заключенных к работе в частном секторе промышленности с получением ими заработной платы и возмещением налогоплательщикам затрат на свое содержание в тюрьме. (Эта идея могла даже возникнуть по аналогии, из наблюдения, что тюрьмы порой напоминают большие промышленные комплексы.) Визуализируйте решение Эта стратегия заключается в воображении того, что проблема решена, и визуализации (зрительном представлении) того, что будет потом.
Например, прежде чем решить проблему езды на автомобиле по покрытым снегом и льдом дорогам, человек, которому потребовалось вести автомобиль в таких условиях, должен был бы нарисовать в своем уме не шины, увязшие в снегу или проскальзывающие на льду, а те условия, которые он желал бы получить: равномерно вращающиеся колеса, вгрызающиеся в снег и крепко цепляющиеся за лед шины. Стимулировав таким образом свое воображение, он бы спросил себя: «Как должны выглядеть шины, которые будут работать так, как я желаю?» И он мог бы просто визуализировать кусочки металла, опоясывающие шину (цепи), или штыри, выступающие из шины, чтобы цепляться за дорожное покрытие (шипы).
Стройте аргументацию «за» и «против» Эта стратегия, важнейшая при работе со спорными вопросами, состоит в перечислении всех возможных доводов, которые могут быть выдвинуты «за» и «против» спорного вопроса. Чтобы воспользоваться ею, просто рассмотрите свои формулировки данного спорного вопроса — «Является ли?», «Делает ли?» или «Должен ли?» — и перечислите как можно больше ответов «да», вместе с поддерживающей их аргументацией. Если, например, спорным вопросом, который вы анализируете, является вопрос, оказала ли техника положительное или отрицательное воздействие на человеческое общество, то вы среди прочих включите следующие доводы (для краткости поддерживающая аргументация опущена).