Психология развития человека.
Создавайте идеи
В творческом процессе есть еще один этап — создание возможных решений. В этом уроке вы узнаете, насколько предпочтительнее создать широкий спектр решений, а не ограничиваться всего несколькими решениями. Вы также узнаете, как стимулировать свое воображение, как быть более оригинальным и как преодолеть препятствия, наиболее типичные для этого этапа творческого процесса. Вообразите ныряльщика за жемчугом на острове в южных морях. Он отталкивает свое каноэ от берега, заплывает в лагуну, глубоко ныряет, достает со дна устрицу, выныривает, забирается в лодку, плывет к берегу и открывает раковину. Не найдя внутри ничего, кроме устрицы, он снова отталкивает каноэ от берега и плывет к лагуне. «Минуточку, — возможно, подумаете вы. — Он же теряет массу времени.
Правильно ведь не плыть назад к берегу с одной устрицей, а нырять снова и снова, чтобы наполнить каноэ устрицами, а затем вернуться на берег». Вы правы. Жемчужины — редкость; ныряльщик должен открыть множество раковин, прежде чем найдет хотя бы одну. Только очень недалекий ныряльщик будет тратить свое время и энергию на путешествие за каждой раковиной. И то же самое происходит с созданием идей. Недалекие люди обдумывают одно-единственное решение проблемы, а затем действуют, как если бы это решение было творческим. Но творческие решения, как и жемчужины, попадаются нечасто. Поэтому рассудительные люди создают много идей в расчете найти творческую идею. Исследователи выявили ясное соотношение между количеством созданных идей и их качеством.
Чем больше создано идей, тем выше вероятность найти одно или больше хороших решений. Тому есть две причины. Первая — это вопрос простой вероятности. По статистике творческие идеи встречаются редко. Вот как объясняет это Альфред Уайтхед: «Вероятность такова, что девятьсот девяносто девять [наших идей] ни к чему не приведут, либо потому что они несостоятельны сами по себе, либо потому что мы не знаем, как извлечь из них пользу; но нам лучше рассмотреть их все, пусть и скептически, ибо тысячная идея может оказаться той, которая изменит мир». Вторая причина заключается в том, что первоначальные идеи обычно более низкого качества, чем более поздние. Как вода должна течь из крана какое-то время, чтобы очиститься от примесей, точно так же должна течь мысль, прежде чем стать творческой.
«Первые идеи, — предупреждал Герберт Спенсер, — это, как правило, еще не идеи в полном смысле слова». Почему это так, точно не известно, но одна весьма вероятная гипотеза такова, что знакомые и более безопасные ответы лежат ближе к поверхности нашего сознания, и поэтому они, естественно, Обдумываются первыми. В любом случае успех в творческом мышлении зависит от того, чтобы продолжать течение идей в пределах достаточно долгого времени, чтобы очиститься от заурядных, привычных идей и начать создавать идеи необычные и опирающиеся на воображение.
При работе с проблемами идеи, которые вы должны стремиться создавать, — это ответы на вопросы «Как можно?», задаваемые при формулировании проблемы. При работе со спорными вопросами ваши идеи должны быть шире и включать не только прямые ответы на ваши вопросы: «Является ли?», «Делает ли?» или «Должен ли?», но также и все другие идеи, которые могут помочь вам ответить на эти вопросы. Нередко случается, что идея, которая дает ключ к разрешению того или иного спорного вопроса, покажется на первый взгляд не имеющей отношения к делу.