Психология развития человека.
Борьба с плагиатом
Как только идеи изложены на бумаге и опубликованы, они становятся «интеллектуальной собственностью» и их автор имеет на них те же самые права, какие он имеет на материальную собственность, такую, как дом или автомобиль. Единственное существенное различие состоит в том, что интеллектуальная собственность приобретается благодаря умственным усилиям, а не деньгам.
Любой, кто когда-либо ломал голову, стараясь решить ту или иную проблему или изложить идею в ясных и осмысленных словах, способен оценить, насколько трудными эти умственные усилия могут быть. Плагиат означает выдавать чужие идеи или слова за свои. Он отвратителен вдвойне, поскольку он и крадет, и обманывает. В учебном мире плагиат считается этическим проступком и карается неудовлетворительной оценкой за письменную работу или курс или даже отчислением из учебного заведения. За пределами учебного мира плагиат — это преступление, которое может преследоваться в судебном порядке, если человек, которому принадлежат данные идеи и слова, пожелает выдвинуть обвинения.
Одни случаи плагиата связаны с интеллектуальной бесчестностью, другие — с небрежностью. Но многие, возможно большинство, связаны с непониманием. Рекомендации «Стройте свою письменную работу на исследованиях, а не на своих ни на чем не основанных мнениях» и «Не предъявляйте чужие идеи как свои собственные» кажутся противоречивыми и могут сбить вас с толку, особенно если не предлагается никаких пояснений. К счастью, есть способ, как выполнить оба указания и по ходу не допустить плагиата.
Шаг 1
Когда исследуете тему, держите идеи своих источников отдельно от своих собственных. Начните с того, что записывайте каждый источник информации, который вы прочли. Для источника в Интернете запишите адрес веб-сайта, автора и название материала, а также дату, когда вы посетили этот сайт. Для книги запишите автора, название, место издания, издательство и год издания. Для журнала или журнальной статьи запишите автора, название, название издания и дату его выхода. Для теле- и радиопередачи запишите название программы, канал (станцию) и дату выхода передачи.
Шаг 2
Когда читаете каждый источник, отмечайте идеи, на которые вы хотите сослаться в своей письменной работе. Если авторские слова необыкновенно четкие и лаконичные, перепишите их слово в слово, заключив в кавычки. В остальных случаях перескажите, т.е. передайте авторские идеи своими словами. Запишите номер(-а) страниц(-ы), где расположен авторский текст. Если авторская идея вызывает у вас в голове ту или иную реакцию, например вопрос, связь между данной идеей и тем, что вы читали раньше, или ваш собственный опыт, который поддерживает или оспаривает то, что говорит автор, — запишите ее, заключив в квадратные (не круглые!) скобки, так чтобы вы смогли определить ее как свою собственную, когда будете просматривать свои заметки.